Культура

«Музыкальная жизнь» не поняла агонию Щербакова

Дирижера самарского оркестра разгромили федеральные музыковеды

«Музыкальная жизнь» не поняла агонию Щербакова

Прошедший в Самарской области VI Транссибирский фестиваль, который художественный руководитель Филармонии Михаил Щербаков позиционировал едва ли не как собственный проект, стал федеральным событием. Однако для самого г-на Щербакова он обернулся разгромной критикой в одном из наиболее влиятельных «профильных» изданий. Журнал «Музыкальная жизнь» весьма скептически отнесся не только к работе дирижера, но и к выступлению губернского академического симфонического оркестра в целом. В упадке коллектива артисты по-прежнему винят своего руководителя. 

Конфликт в Самарском оркестре, который врио министра культуры Сергей Филлипов характеризовал как «творческие разногласия», вышел за пределы культурного учреждения. Притом — весьма громко. 

В апрельском номере журнала «Музыкальная жизнь», одного из весьма уважаемых федеральных изданий, вышла статья о Транссибирском фестивале, прошедшем в столице губернии. В отношении местного «маэстро» автор материала высказался, мягко говоря, нелестно. Критика коснулась и музыкантов оркестра, которые неоднократно просили у областных властей дать возможность работать с талантливым дирижером и заниматься любимым делом — исполнять классическую музыку. 

Вадим Репин не спас самарских музыкантов

Материал под заголовком «Отклонение от магистрали?» вышел под именем Сергея Буланова — музыковеда, музыкального критика, лектора. Автор, кроме работы в «Музыкальной жизни», ведет интервью-проект для студентов музыкальных вузов столицы в РАМ имени Гнесиных и выступает с просветительскими лекциями. 

Буланов отметил, что «определяющий фактор» Транссибирского фестиваля — его художественный руководитель Вадим Репин. Однако даже скрипач с мировым именем, «личное обаяние и харизма» которого «обеспечивают успешность многих проектов», не смог спасти выступление самарцев. 

Сергей Буланов в своем материале тепло отзывается о Харбинском оркестре, который привез на фестиваль «удачно выстроенную и эффектную программу», в которой органично соседствовали произведение совершенно разных композиторов — Антонио Вивальди, Антонина Дворжака, Клаудии Янг и Дьюлы Фекете.  

«…удача музыкантов в том, что они ничего не придумывают, не боятся естественности» — пишет автор материала. 

На фоне Харбинского оркестра, по мнению музыкального критика, Самарский оркестр демонстрирует «полностью противоположный подход». И ничего общего с «культурным прорывом», о котором на своей пресс-конференции говорил губернатор Дмитрий Азаров, увы, это не имеет…

«Почти агония» в симфонии Брамса

Приведем прямую цитату из текста музыковеда:

«Полностью противоположный подход — беда Самарского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Щербакова, и трудно предположить, с чем связано это явление. Уровень оркестра в регионах встречается совершенно разный, в рамках Транссибирского фестиваля это доказал хотя бы Новосибирский оркестр, показавший себя на открытии с самых лучших сторон». 

Однако, по словам Сергея Буланова, странно, что местный коллектив «замахнулся» на Четвертую симфонию Иоганнеса Брамса. Само произведение «не сложное», уверяет автор, ведь у Брамса вообще не было сложной музыки, и все его произведения воспринимаются без особенных усилий. 

«Сложности нет, но есть феномен. Брамс никогда не высказывался до конца, он всегда организовывал музыкальную ткань и мысль таким образом, что исполнителям и, что важно, слушателям требуется включать воображение и «домысливать» детали — без этого цельный художественный результат невозможен», — уточняет критик. 

Однако Михаил Щербаков, возможно, в силу веры в собственный недюжинный талант и высокий профессионализм, решил добавить «ненужную экспрессию, почти агонию», из-за чего эффект получился «комический», с «тотальной гиперболой всего». 

Ни проигравших, ни победивших…

Печальнее всего в нелестной критике федерального музыковеда — это то, что «досталось» не только дирижеру, но и всему коллективу. Судить о том, насколько справедливо российский музыковед раскритиковал артистов, «Засекин» не берется. 

Так или иначе, в своем материале Буланов пишет, что работа музыканта вызвала «удивление» худрука фестиваля Вадима Репина, игравшего с коллективом скрипичный концерт Сибелиуса. Произведение требует огромных эмоциональных затрат от солиста, которому оркестр должен помогать. 

Однако даже мастерство скрипача с мировым именем в итоге не спасло ситуацию. 

«В итоге слушатели стали фактически заложниками ситуации: сначала им предложили комическое прочтение одной из лучших симфоний в истории музыки, а затем пришлось наблюдать за дуэлью солиста и оркестра, где ни проигравших, ни победивших быть не могло.

Казалось бы, один концерт — всего лишь один, но что еще способно послужить поводом задуматься? Транссибирский фестиваль был и остается прекрасным и перспективным проектом, с огромным потенциалом для развития, которому всего лишь нужен правильный вектор и самоконтроль» — резюмирует критик. 

Стыдно и обидно

Справедливости ради стоит сказать, что музыканты симфонического оркестра Филармонии неоднократно просили чиновников областного минкульта решить наболевшую проблему — «профессиональную несостоятельность», как говорят сами музыканты, своего дирижера Михаила Щербакова. Однако и экс-министр Ольга Рыбакова, и нынешний почти уже бывший руководитель ведомства Сергей Филиппов оставили эти просьбы без должного внимания. 

На просьбу «Засекина» прокомментировать оценку федеральных экспертов худрука Самарской Филармонии врио министра Сергей Филиппов проявил гибкость.

— Что касается критической статьи в журнале, то это безусловно мнение автора. Восприятие музыки всегда субъективно. Конфликт музыкантов не способствует творческому росту, но все же это внутренняя проблема оркестра. Считаю, что оркестру необходима гастрольная деятельность, в том числе как возможность взглянуть на себя в неискаженное зеркало. Планируем такие гастроли зимой.

В беседах с корреспондентом «Засекина» многие талантливые музыканты (включая тех, кто покинул Самару и уехал в Москву) выражали искреннее сочувствие коллегам из филармонии. 

Артисты коллектива рассказывали поистине трагикомическую историю из прошлого сезона, которой в кулуарах делились столичные коллеги. Тогда г-н Щербаков просто не смог найти в партитуре «Лакримозу» — самую известную часть великолепного «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта, незавершенного последнего произведения классика, над которым он работал до самой смерти. Случилось это в тот момент, когда известный дирижер, народный артист СССР Владимир Минин хотел показать своему коллеге верные темпы в произведении.

Другой показательный момент случился во время фестиваля провинциальных оркестров в Москве в 2014 году. Тогда критик Московского дома музыки заявила в свойственной работникам культуры интеллигентной манере, что перспектив оркестр не увидит, пока руководство не сменят. 

За скобками остается то, что после «позорного» (как говорят сами музыканты Филармонии) выступления с Вадимом Репиным на Транссибирском фестивале и разгромной критики Сергея Буланова в «Музыкальной жизни» стыдно и обидно. Стыдно — за собственный провал, обидно — за то, что артисты никак не могут повлиять на деградацию родного коллектива. 

Екатерина Маяковская

    31 мая 2019, 11:16 6190 3

    Теги: Самара, Транссибирский фестиваль, Михаил Щербаков, музыка, культура, критика,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

    1. Сердобов Валентин Михайлович 02 июня 2019, 01:54 # 0
      Что тут удивительного? Наши министры культуры и не планировали заниматься ею. Наметили прорыв по приказу В.В.Путина.Совершили его, ну вот вам и прорвало. Тут давно пора смотреть -«Где деньги Зин».Где наши проверяющие органы? Пилят бабло? Ну вот и результат.
      1. Семён Семёныч 02 июня 2019, 09:27 # 0
        Сейчас поднимется визг, что это всё критики со своим субъективным восприятием, или что штаны себе не Михал Саныч обгадил, а что это ему всё туда подложили и не его это вовсе, ну и опровергающие сладкоголосые статьи о том, как всё хорошо в филармонии. Далее будут организованны гастроли с заштатным концертным агентством, с которым сотрудничают только оркестры третьего сорта и у которых командировочные ниже норм ввоза в страну, в которую они повезут коллектив, потому что нормальные агентства не будут возить этот позор от своего имени. Разница будет оплачиваться бюджетом области или города. Ну то есть из нашего кармана, с наших налогов. После этого турне последуют заказные статьи из-под Долоньки о фуроре и триумфе маэстры и коллектива. Скорее всего местные власти до последнего не будут признавать, как это сейчас происходит, что «крышуют» они ни того, кем Щербаков позиционирует себя, а именно профи мирового уровня. Сложно будет признать, что под видом профессионала долгое время они держали у себя под крылом стареющего клоуна, способного только генерировать проекты на уровне художественной самодеятельности, ну и показывать свое истинное лицо на таких вот серьезных фестивалях и мероприятиях подобного уровня. Пока что всё развивается по сюжету «Нового платья короля» Андерсона, но это может быть еще очень долго. Пока что позиция властей по вопросу филармонии предельно ясна… Изначально это был «Театр-цирк»… Видимо, власти региона решили не нарушать цирковых традиций и оставить всё как есть сейчас.
        1. Клара 06 июля 2019, 01:36 # 0
          Нашему королю столько «мальчиков» кричали, что он голый, а он всё дирижирует и дирижирует.
        Назад Дальше