Назаровка – самая северная точка Самарской области. До ближайшего села по прямой – 7 километров, до районного центра Клявлино – 25. Из всех сотовых операторов с перебоями работает только один. Но если телефон не берет, до знакомых всегда недолго добежать: в селе сейчас проживает всего 350 человек. Почти все они – КРЯШЕНЫ. Назаровка – единственное место компактного проживания кряшен в Самарской губернии.

Кря´шены (от татарского керәшеннәр или русского крещён; по-татарски «крещеные татары» – керәшен татарлары) – этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующая православие. Проживают в основном в Татарстане, в небольшом количестве в Башкорт [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]остане, а также Самарской и Кировской областях. При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были обозначены как народность, которая «указана неточно». В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: официальная наука преимущественно рассматривает их как часть татарского народа, в то же время заметная часть кряшен считает себя отдельным народом.

Сегодня Наталья Федотовна Акимова разносит односельчанам пенсию. Долгие годы она заведовала в Назаровке почтой, а выйдя на заслуженный отдых, осталась работать почтальоном.

Зарплата в 3 000 рублей – заметная прибавка к пенсии. Раньше в Назаровке работал магазин, и там можно было расплачиваться картой. Теперь он закрылся, и пластик стал тем, чем он и является – куском пластика. С наличными можно пойти в ларек, купить кое-что из продуктов, а вот за промтоварами приходится ездить в Клявлино на такси. Автобус ходит в райцентр три раза в неделю, да и не больно удобно там с сумками.

Пожилым сельчанам, таким как Надежда Николаевна и Михаил Егорович Тазовы, всегда готовы помочь соцработники, но женщина и в 78 лет – женщина, и Надежда Николаевна сетует почтальонше, что выбрать новое постельное белье хочется, конечно, самой.

Зато в Назаровке во всех домах есть свет, газ и холодное водоснабжение. Почтальон спешит в следующий дом, к 82-летней Евдокии Павловне. «Теперь разве трудно? Раньше было трудно», – говорит Евдокия Тазова. Работала в совхозе и на железной дороге. Уже больше тридцати лет, как схоронила мужа (она говорит – «мужика»), за свою долгую жизнь успела поднять четверых детей: сын остался в деревне и иногда помогает матери, две дочери-близняшки разъехались по городам, а четвертую дочь – инвалида первой группы – она 56 лет относила на руках. Вот тогда было тяжело. А сейчас – сказка, а не жизнь! Сын помог подправить дом, живности осталось – десять овец и птица.

Дома прибрать, огород вскопать, солений наделать, носков на- вязать из домашней овечьей шерсти – это ж разве работа!

Носки Евдокия Павловна делает по кряшенской традиции: сначала вяжет, потом долго валяет в горячей воде. Руки устанут и распухнут, носки сильно усядут, зато выйдут теплые и крепкие, почти как валенки. В таких никакие морозы не страшны. Но теперь городские не берут бабушкины гостинцы, и у Евдокии Павловны скопился целый мешок готовых носков.

9 января у Евдокии Тазовой день рождения – ей 82. Она зовет соседей на традиционные кряшенские пельмени. Они крупные, с пол-ладони, и хитро закручены по краю. Руки женщины в молодости умели управляться со шпалами, но о сих пор легко проделывают и скрупулезную работу.

Для гостей Евдокия Тазова наряжается в традиционный кряшенский костюм: яркое платье (кюлмэк), фартук (алъяпкыч), камзол, белые носки с калошами. Основная ткань традиционного платья в клетку раньше была домотканой, а  отделка выполнялась из однотонных хлопчатобумажных фабричных тканей вроде ситца и сатина. Но и сегодня на имениннице платье, пошитое из ткани, купленной раньше, чем она родилась. В кряшенских домах принято бережно хранить вещи.

Голову женщины традиционно украшают мэлэнчек (волосник – лента для заплетания волос), поверх – наушное украшение щигэщэ, дальше – головное покрывало сюрэкэ и платок яулык. Но самое главное – традиционные кряшенские серебряные украшения: шейное украшение – тамакса, нагрудное – дэулэт, браслеты – блязек, серьги – сырга, и кольца – балдак. Все, от ушных украше- ний до колец, делали, используя старинные серебряные монеты.

Надевая бабушкины украшения, нынешние жительницы Назаровки удивляются, какими хрупкими были их бабки: та- макса еле-еле сходится на шее, а браслеты приходится разжимать, чтобы надеть на запястье.

Евдокия Павловна рассказывает, что была младшей невесткой в семье и ей монисто собирали из остатков монет, что хранились в семье. Традиционные женские украшения дарились девушке свекровью ко дню свадьбы, и она не могла снимать их весь первый год замужества. Позже 5–6 килограммов серебра женщина надевала уже только по праздникам, а когда сыновья начинали жениться, делила между невестками.

Даже после революции, когда многих кряшен раскулачивали, в голодные годы и суровое военное время кряшенские семьи хранили семейные реликвии. Конечно, сегодня многое утеряно, многие продали украшения за долгие десятилетия, когда кряшенские традиции не принято было выставлять напоказ, но до сих пор в Назаровке достаточно семей, где бабушкины монисто, собранные из серебряных монет, некоторым из которых под триста лет, хранятся и передаются по наследству. Хранятся, хотя, по самым скромным оценкам, продажа таких монет на антикварном рынке принесла бы каждой десятки, если не сотни тысяч рублей.

Под пельмени и самогонку поговорили про внуков, про то, когда же снова откроют в Назаровке магазин, попросили хозяина сыграть что-нибудь на балалайке.

Наигрывая любимые татарские мелодии на трехструнке, Михаил Егорович снова начал вспоминать, как дети исполнили его мечту и свозили деда в Нарад Асты (Подсосновку), татарскую дерев- ню, откуда, по легенде, пришли три брата, что основали Назаровку. Еще от своего деда Михаил Тазов слышал эту историю про то, как, скрываясь от непосильных налогов, кряшены покидали насиженные места и отправлялись искать новое пристанище.

Прибиться к кому-то получалось редко. Татары прогоняли их из-за веры, русские сторонились, не понимая языка.

Самые любимые праздники у кряшен – Троица и Покров, который для Назаровки престольный. На Троицу село не спит всю ночь: кроме традиционных песен и гуляний здесь, как и сотни лет назад, катают с горы горящие колеса, а молодые пары отправляются на поиски березы, которая должна расти к востоку от деревни в том месте, где богато родится рожь. Тот, кто сломает и принесет на двор такое дерево, не будет знать бед целый год.

Широко отмечают и Рождество. Принято день через день славить и гадать. Для колядок рядятся в зверей, чудищ и лишь одна девушка наряжается Невестой. Перво-наперво ряженые стучат в ворота бабушки Ульяны. Она – уважаемый человек на селе, знает все традиции и умеет читать православные молитвы на кряшенском. Этот говор немного отличается от татарского языка произношением, а в написании это кириллица с включением нескольких недостающих для отражения татарской фонетики букв.

Бабушка Ульяна раздает ряженым угощение и наказывает стучать в каждые ворота, призывая сельчан радоваться рождению Господа, распевая песни и потчуя гостей. На другую ночь девушки идут гадать.

Кряшены поставили свою деревню между лесистых холмов, среди множества родников, которые не замерзают в самую лютую стужу. К ним ночью отправляют трех женщин: одна должна быть старшей в своей семье, вторая – средней и третья – младшей дочерью. В полной тишине, не говоря друг с другом и не откликаясь ни на чей зов, они ножом крестят воду и ведро и, набрав воды, идут к новому дому, срубленному в этом году, где собрались девушки для гадания. Ведро накрывают нарядным рушником, сначала бросают в него монету, а потом по очереди опускают в него свои кольца. Хором начинают петь, чередуя веселые и грустные припевки. Ведущая садится поверх подушки на стол и в конце каждого куплета достает со дна одно кольцо. Судьбу его хозяйки определяет вопрос, который та задала, и куплет, под который его достали. В конце воду выплескивают на улицу и ищут монету, чтобы посмотреть, какой стороной она упала. Решка обещает счастливый и сытый год всему селу. Впрочем, современные жительницы Назаровки гадают по ведру и на самые глобальные темы, вопрошая, быть ли миру во всем мире и подъему на международном рынке.

Упоминания о татарах православного вероисповедания встречаются еще в период Золотой Орды и Волжской Булгарии, но все же массовое крещение татар связывают с моментом завоевания Казанского ханства Иваном Грозным. Сформировавшаяся в XVI–XVII веках группа носит название «старокрещенных татар». Но процесс христианизации нерусских народов Поволжья продолжался и в первой половине XVIII века. В результате сформировались пять этнографических групп кряшен: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя выделилась в 2002 году в отдельную национальность).

В пользу традиционной теории возникновения кряшен свидетельствуют данные археологии и культурные исследования в местах их компактного проживания. Но существуют и альтернативные версии: одни отрицают насильственное крещение и настаивают на добровольном принятии христианства частью булгар, другие, как казанский историк Максим Глухов, говорят, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин – татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств, большое число кераитов оказалось в Крыму и на Средней Волге. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированном виде, как реликт исторической памяти.

Елена ШИШКИНА, фото автора
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 января 2018 года, № 1-2 (151-152)