Тольяттинской филармонии присущ здоровый протекционизм, и в ближний круг концертной организации Автограда входят музыканты, чья карьера либо начиналась в Тольятти и была связана с местными учебными заведениями, либо успешно складывалась в Молодежном симфоническом оркестре Поволжья.

Внимание к концерту, прошедшему в Тольяттинской филармонии 27 января, было подогрето заранее. Многим слушателям было любопытно узнать, как зазвучит оркестр в новых руках. Привлекала программа из произведений Стравинского и Шостаковича. Состоялся долгожданный приезд солиста европейских оперных театров, выпускника Тольяттинского музыкального училища ПАВЛА КУДИНОВА (бас), так полюбившегося нашей публике. Наконец, это был день рождения Моцарта, чья музыка — Свет, Радость и музыкальное Совершенство. Музыки Моцарта в программе не было. Зато обозначилось приятное совпадение с днем рождения ТИМУРА ЗАНГИЕВА, о чем торжественным тушем напомнил оркестр по окончании вечера. И когда главный приглашенный дирижер, одаренный цветами, уже готовился покинуть сцену, ему вручили диск с записью оперы «Скупой», поставленной в 2013-м году во время фестиваля «Классика OPEN FEST» с его участием.

Тольяттинский эксперимент

Мы уже рассказывали о талантливых современных дирижерах, впервые вставших за пульт именно в Тольятти, во время сессий МСО Поволжья под чутким руководством Анатолия Левина. Сейчас это, пожалуй, самые яркие представители молодого поколения российских музыкантов — пианист, клавесинист и хаммерклаверист Максим Емельянычев, успешно руководящий барочным оркестром Il Pomo d’Oro, и кларнетист Валентин Урюпин, дирижер Пермского оперного театра, победитель авторитетных международных конкурсов дирижеров имени Малера и Шолти.

Тимур Зангиев — третий представитель тольяттинского стажерского эксперимента, заслуженный артист Республики Северная Осетия — Алания, дирижер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В мае 2017-го был назначен главным приглашенным дирижером Тольяттинской филармонии. Специально для него был создан абонемент «Симфоническое путешествие с Тимуром Зангиевым». Интересно, что первый и четвертый концерты посвящены австро-немецкой музыке (Бетховен, Шуберт, Вебер, Хиндемит), а второй и третий — русской музыкальной классике.

Зангиев — из ранних: первый раз взял в руки дирижерскую палочку в семь лет. Сознательно готовил себя к дирижерскому поприщу благодаря маме, хоровому дирижеру. Играл на скрипке, трубе, фортепиано. Когда учился в школе академического музыкального колледжа при Московской консерватории, его основным инструментом осталась скрипка. Интересно, что в колледж он поступил на теоретическое отделение, где получил хорошую базу по гармонии, сольфеджио; потом это позволило легко читать симфонические партитуры. А в консерватории, куда поступил в 17 лет, учился на дирижерском факультете у Геннадия Рождественского.

Впервые имя Тимура Зангиева появилось в афишах Тольяттинской филармонии в 2006 году, когда ему было 12 лет. Прекрасно помню то выступление: юный Зангиев был по-кавказски статен, серьезен и сосредоточен, а его жесты — пластичны и выверены. Проглядывалось будущее, чувствовались основательность и уверенность. После первого выступления он ежегодно стал приезжать на сессии МСО. Сейчас ему 24, и ровно половина жизненного пути связана с Тольятти.

Проездом из Европы

Творческое взросление Павла Кудинова происходило стремительно. Он родился в Димитровграде в семье священника, учился в Тольяттинском музыкальном училище на фортепианном отделении, пел в церковном хоре. Хорошо помню, что его бас уже тогда выделялся в смешанном хоре училища под руководством О. Агибаловой. В 1999‑м окончил Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова (класс В. Демидова), затем стал солистом Самарского академического театра оперы и балета, выступал в «Геликон-опере», а спустя всего два года был приглашен солистом венской «Фолькс Оперы», где исполнил партии Цугини («Кармен» Ж. Бизе), Зарастро и Оратора («Волшебная флейта» В. Моцарта). В 2010‑м дебютировал в Большом театре России в партии Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе). В том же году исполнил партию Зарастро. В настоящее время — приглашенный солист многих европейских театров с солидным послужным списком исполненных главных партий.

Павел Кудинов — желанный гость самарской и тольяттинской сцен. В 2015 году участвовал в фестивале «Басы XXI века» в Самарском оперном, где запомнился проникновенным исполнением арии Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Неоднократно выступал с симфоническим и Русским оркестрами Тольяттинской филармонии, Молодежным симфоническим оркестром Поволжья и Международным молодежным симфоническим оркестром.

В родной город Павел прилетел после премьеры, а после Тольятти певца ожидает партия Гурнеманца в опере Вагнера «Парсифаль», а также партии в операх Верди «Набукко» и «Ломбардцы»: «У меня на носу Вагнер, я бы спел военные песни». Но приоритетом остается камерная вокальная музыка, есть планы исполнить «Песни странствующего подмастерья» Малера.
Программа тольяттинского концерта была сформирована и под желание Павла Кудинова исполнять «дома» русскую музыку.
В диалоге

Внимания заслуживает программа концерта, составленная таким образом, чтобы показать и оркестровые возможности, и вокальные, артистические возможности талантливого певца. Своеобразный диалог солиста и оркестра наслаивался на диалог двух знаменитых авторов XX века, опередивших свое время, — человека мира и полистилиста Стравинского и великого философа-летописца советских времен Шостаковича.

Из симфонической части концерта запомнились фрагменты музыки Шостаковича к кинофильму «Король Лир» с солирующей скрипкой Анны Шаталовой, но особенно ярко оркестр показал себя в финале, в сюите из балета «Жар-птица» Стравинского. От тонкой импрессионистической игры до мощного звучания медной духовой группы — такие краски продемонстрировал коллектив музыкантов.

Оркестр явно шел навстречу молодому дирижеру, впитывая то, что предлагалось в интерпретации сочинений, в плане оркестровой работы, и это радует. Лидия Семенова, руководитель Тольяттинской филармонии, подтвердила: «Если у каждого музыканта в оркестре свой инструмент, то для дирижера инструмент — весь оркестр. И он играет так, как дирижер слышит. Человек, не обладающий исполнительской волей и харизмой, не сможет настроить оркестр как единый инструмент».

Вокальная часть программы состояла из песенок Шута из музыки к спектаклю «Король Лир» Шостаковича и «Прибауток» Стравинского. Через колкие и саркастические песни Шут становится гласом народа, открывая Лиру истину о крахе всех его иллюзий. Буквально несколькими штрихами Павел создал на сцене острохарактеристический образ, перекликающийся с Юродивым. «Прибаутки», основанные на русском фольклоре, стали для певца своеобразной творческой отдушиной, где он смог показать разные грани мастерства: драматизм, комический лиризм, сказовую манеру речи. На бис Павел традиционно исполнил «Эй, ухнем!» и заворожил публику мощью голоса и патриотическим настроем.

Автор: Анна Лукьянчикова, музыкальный критик (Тольятти).

«Опубликовано в газете „Культура. Свежая газета“ № 2 (131) от 15.02.2018».