Силой удивительного совпадения в 2011 году сразу два крупнейших режиссера современности – Брюно Дюмон и Бела Тарр – достигли в развитии своих кинематографических проектов кульминационной точки в фильмах «Вне сатаны» и «Туринская лошадь» соответственно. Радикализм эстетик обоих режиссеров необходимо предполагал предел, за которым уже следовали бы либо самоповторы, либо самопародии. Прекрасно отдавая себе в этом отчёт, и Дюмон, и Тарр выбрали два совершенно противоположных варианта дальнейшего маршрута: легендарный венгр прекратил снимать кино, тогда как непредсказуемый француз обратился к новым неожиданным для себя форматам. В результате появился телесериал «Малыш Кенкен», показавший новые горизонты того, что можно делать на ТВ. Чёрная комедия со звёздным кастингом «В тихом омуте» и костюмированная экранизация жизни замечательных людей «Камилла Клодель, 1915». Хотя каждая из этих работ интересна в тех или иных аспектах, общее впечатление от нового кино Брюно Дюмона наводило на мысль: а не стоило ли ему последовать примеру Белы Тарра?

Очередная работа Дюмона продолжает авторский поиск на новых для него территориях. С одной стороны, в «Жаннетт» Дюмон работает только с непрофессиональными актёрами, что вызывает в памяти его главные шедевры. С другой – это вновь проба пера на жанровой территории, на этот раз в формате мюзикла. Добавляет экстравагантности в итоговый коктейль литературный источник – «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» Шарля Пеги. Ставший классическим текст предлагается зрителю в сопровождении хеви-метал и рэп-композиций, благодаря которым исторический фон (XV век) зависает в странной временной ловушке. Так, до конца непонятно, является ли фильм Дюмона современной экранизацией или кощунством применительно к истории одной из главных национальных легенд.

Стоит обратить внимание не только на эстетические особенности выбора сюжета и художественного оформления, но и на коннотации, с этим литературным источником связанные. Для Пеги «Мистерия…» оказалась переработанным юношеским сочинением о Жанне д’Арк, однако за этой переработкой скрывалась существенная трансформация личности самого автора: первая версия текста была исполнена революционного и антиклерикального духа, а итоговый текст превратился в страстную апологию католицизма.

«Мистерия…» оказалась прекрасно встроена в патриотические и националистические мифы о деве из Орлеана. Поэтому неудивительно, что, например, коллега Дюмона Бертран Бонелло в «Ноктюраме» выбирает в качестве одной из целей атак героев фильма памятник Жанне, давно уже ставший одним из главных символов националистических тенденций во Франции.

Рискнём предположить, что выбор сюжета (текст обращенного Пеги) и формата для фильма (профанирующий мюзикл с непрофессиональными актёрами, чьи ломаные позы танцев направлены на развенчание сакральности фигуры Жанны д’Арк) – это выбор в том числе политически обусловленный. Как французский интеллектуал Дюмон не может не принять вызов актуальной повестки дня в его стране. И отсюда берут начало его попытки не столько критики, сколько пародийной нейтрализации национальных святынь. Поэтому «Жаннетта» – важный актуальный фильм, однако он по-прежнему мало что добавляет к тому Дюмону, что работал до 2011 года.

Олег Горяинов 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 15 (123), 2017