Культура

Не все мосты одинаково полезны

Музей им. Алабина решил начать новую жизнь, насыщенную и интересную, и заявил об этом выставкой «Арт-мост», где представил работы четырех художников: Владимира Терехина, Дмитрия Мантрова, Константина Пастухова и Анфисы Доброходовой. Арт-критику Сергею Баландину захотелось сбежать с этой выставки куда глаза глядят.

Не все мосты одинаково полезны

“Арт-мост”, как заявляют организаторы, ставит своей задачей соединить (выстроить, так сказать, мост) два авангарда – советский и современный. А также объединить людей, мотивировать их двигаться вперед и прочие обычные задачи для такого рода выставок, собранных по знакомым.

Выбор художников очень странен: от “мэтра” самарского авангарда Владимира Терехина (самая ранняя его работа из представленных в экспозиции датирована 1969-м годом) до 22-летней Анфисы Доброходовой, публично заявившей о себе как о художнике всего месяц назад. Организаторы, делая упор на слова “авангард” и “концептуальное искусство” и пригласив четырех художников из разных поколений, словно берут на себя благородную миссию по восстановлению и обозрению традиций самарского авангарда на протяжении последних сорока лет. Этим же занимались организаторы выставки “Течения”, проводившейся в этих же залах бывшего Ленинского мемориала в 2012 году. Тогда Владимир Логутов с большой группой экспертов, выработав методологию, выискивали работы в фондах Самарского и Тольяттинского музеев, обращались к частным коллекциям и к собраниям самих художников, трети из которых к тому моменту уже не было в живых – и этот труд вызывал уважение, в нем были и серьезный размах, и профессиональный подход.

 

Выставка "Арт-мост" на этом фоне выглядит смешным и халтурно сляпанным проектом. В качестве главного козыря экспозиции выведен "ветеран" Владимир Терехин. Его работы 1980-х действительно поражают своей прозорливостью и точным попаданием во время. Именно такой была живопись 1980-х, и не только у передовых питерских и московских художников, но и в Европе: постмодернистская и антиутопистская, нео-сюр и неоэкспрессионизм. Его большая картина “Магазин сознательного безумия” 1988 года, на мой скромный взгляд, достойна любого музея. В ней удивительно переданы мрачные, “съедающие” реальность сумерки, глубина холодного городского пространства и драма кристалловидных, стеклянных биороботов, окруженных суетными копошащимися человеческими массами. Терехин хорошо передает в картинах движение, его кричащие или размахивающие, чтобы стукнуть костяшкой домино по столу, персонажи, его изображение суматохи, многофигурные жанровые зарисовки – всё это впечатляет. Но в музеи, к сожалению, берут не картины, а берут художников. Тех, которые не ошибаются, которые знают, чего хотят. А Терехин далеко не всегда избирателен. Наряду с живыми сюрреалистическими работами, "Арт-мост" показывает его посредственные натюрморты, копии с Ван Гога и Тулуз-Лотрека без указания на оригиналы, совершенно мертвую серию “Да здравствует Россия!”, где Россия воплощена в голых мрачных холмах, на вершине которых стоит башня с луковкой на манер диснеевского Алладина, а в темном небе светит кружочек с тремя лучами. 

И дело вовсе не в содержании, которое стоило бы как-то интерпретировать, а в самой манере письма, которая не совпала с предметом изображения, перестала что-либо передавать и только раздражает своей неуместностью. Также раздражают портреты Терехина – кичливые, грязные, неаккуратные. В одних картинах эти кичливость и неаккуратность работают на изображение, усиливают его, приводят его в движение, в других – напротив: отвращают, обнаруживают в художнике отсутствие вкуса и какой-либо самокритики, раз он вообще несет такие работы на выставки. В чем нельзя отказать художнику Терехину – это в чувстве момента: он хорошо знает, что, когда и зачем рисовать. В СССР надо рисовать нон-конформизм, в эпоху рыночной экономики – вазы с цветами и загадочных голых женщин. Вы спросите: почему же он со своим конъюнктурным чутьем не писал в 1970-х Брежнева? Да потому что он художник внесистемный и самоучка (как и другой участник выставки Константин Пастухов), и потому Брежнева конъюнктурно написать бы не смог.

Тут вообще обнаруживается одна интересная особенность "Арт-моста": он соединяет не поколения самарского авангарда, а конкретных художников, которые по тем или иным причинам не прошли верификацию (назовем это так) в художественных кругах.

Если вы посмотрите на послужной список Владимира Терехина, то за 40 лет у него было 9 выставок и из них 4 в нехудожественных учреждениях, которые на языке искусствоведения можно было бы назвать профанными: издательство “Аргументы и факты”, Самарская Дума, Совет Федерации. Так же обстоят дела у члена Союза художников Дмитрия Мантрова, у которого в профанных пространствах прошло 5 из 7 персональных выставок (в его послужном списке Музей самарской епархии, Дом журналистов, Дом строителей, Гуманитарная и Аэрокосмическая академии). Вячеслав Тишин – куратор выставки и не указанный на афише её участник – представил на ней две свои работы, одна из которых – любопытный, но совершенно случайный здесь ассамбляж “Sacrifices, или Жертвоприношения во имя космоса”, и это вообще его первая выставка – как и у молодого художника Константина Пастухова.

 

 

Вы спросите, зачем это копание в биографиях? Если всего этого не знать, "Арт-мост" производит ощущение не очень чистой (в смысле отсутствия всякого фильтра и отбора работ художников), но вполне презентативной выставки. Может даже создаться впечатление, что Тишин-куратор потому выставил совершенно несопоставимые и чуждые друг другу многочисленные “серии” Терехина и Мантрова, что хотел показать разнообразие самарского авангарда и многогранность каждого из представленных художников. Но, со всем глубоким интересом к отдельным работам и Терехина, и Пастухова, даже бегло просмотрев их биографии, понимаешь, что эта выставка нужна им для закрепления статуса художников, для той самой верификации.

Самовольно они выдумывают историю самарского авангарда и самозванно вписывают себя в нее. Я уже писал в рецензии на выставку Рудольфа Баранова, что организаторы от бизнеса запутывают зрителей и называют реализмом постмодернистский академизм. Так же и "Арт-мост" подменяет сами понятия авангарда и концептуализма, и вместо инновации и искусства идей, выставляет аутсайдеров – то есть художников, находящихся вне поля интересов художественного сообщества. И от этой подмены понятий, от этого диалога кукушки с петухом, становится грустно, приторно и скучно, и уже не хочется разбираться с работами, а хочется пойти из этого Вавилона прочь.

 

Сергей Баландин

    02 октября 2014, 23:50 4819 6

    Теги: самарское искусство, арт-критика, Сергей Баландин, выставка, так жить нельзя,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

    1. Garry 03 октября 2014, 09:21 # 0
      Про интересы художественного сообщества-это сильно

      1. Яков Кряков 03 октября 2014, 12:00 # 0
        Надо было уважаемому г-ну Баландину привнести искусство в этот уголок Вавилона — например, публично обоссаться (был такой перфоманс у маститого арт-критика и, по совместительству, большого самарского художника).
        1. Валерий Тодоров 03 октября 2014, 12:42 # 0
          Да, а ведь этот любитель ссать и блевать, выставлялся только в музеях и галереях. На тех же «Течениях» висело аж две работы. Что как бы намекае
          1. Панахрий 05 октября 2014, 15:39 # 0
            Смело так написано, как будто автора задевает то что выставки проходят где то еще кроме галереи «Виктория». Это не критика, а провинциальное обсерание. Особенно «порадовали» мысли критика про верификацию в художественных кругах, как намёк на альтернативный худсовет союза художников. Я не защищаю этот «Арт-мост», согласен что выставка скучновата, но дайте возможность большему числу самарских художников показать своё творчество. Ваша выставка «Территория абстрактного» тоже была довольно унылая: одни и те же имена самарского комтемпорари арта, постоянные тусовщики на открытии и пустые залы в остальные дни.
            1. Вахарасий 06 октября 2014, 13:07 # 0
              «Одни и те же имена самарского контемпорари арта» — это Рухмалев, Белоусов, Филиппов, Редкин? Или тот же Мантров, который висел на «Территории абстрактного»? Не защищаете — не нападайте!
              1. Илья 06 октября 2014, 13:34 # 0
                Если эта статья — не критика, а " провинциальное обсирание" (хотя даже в этой статье автор хвалит некоторые вещи), то что тогда критика?
                Назад Дальше