Культура

Магия Вуди

В прокат вышел новый фильм Вуди Аллена «Магия лунного света» - ретрокомедия о разуме и вере.

Магия Вуди

Европа, 1928-й. Через год будет Черный вторник, еще через четыре – к власти придет Гитлер, а пока экономический рост, светит солнце, и людей интересуют всякие забавные пустяки вроде фокусов и спиритических сеансов. Английский фокусник Стэнли (Колин Ферт) – меланхолик и мизантроп, четко знающий, что чудес не бывает, в основе любого фокуса лежит обман, а все люди – идиоты. Он успешно гастролирует по миру, а в качестве хобби публично разоблачает шарлатанов, выдающих себя за ведунов и медиумов: помимо развлечения для ума, это помогает ему лишний раз утвердиться в мысли, что да – люди всё-таки неисправимые идиоты. В один из вечеров к нему заваливается старый приятель (Саймон МакБерни)– коллега и конкурент – с предложением посетить Лазурный Берег. Там завелась некая молодая особа (Эмма Стоун), которая выдает себя за ясновидящую и этим сильно морочит голову одному слишком богатому и слишком доверчивому американскому семейству. Стэнли лениво принимает вызов.

Последние лет двадцать все фильмы Вуди Аллена четко делятся на две категории: «важные» и «второстепенные» – которые к тому же довольно последовательно чередуются друг с другом, так что можно было легко предугадать, что после «важной» прошлогодней «Жасмин» Вуди снимет милую безделицу, где соберет хороших актеров и повезет их, как в отпуск, в очередное райское местечко. В случае Вуди Аллена «второстепенный фильм» – конечно, никакой не недостаток, а, скорее, особая разновидность достоинства: это означает лишь, что автор не будет искать новых путей, а, как он любит, в очередной раз прогулочным шагом пройдется по давно протоптанным дорожкам, не боясь показаться банальным (собственно, Вуди – уже давно настолько целая автономная Вселенная, что и впасть в банальность может лишь по отношению к себе самому).    

«Магия лунного света» – как раз такая умная и обаятельная безделушка, которые Вуди Аллену обычно так хорошо удаются. Очередное хорошо знакомое, как бабушкина сказка, легкое высказывание на нелегкую тему «бога нет и все бессмысленно». На этот раз Вуди нашел для этого разговора новую метафору – фокусы, а сам фильм сделал по образцу голливудской комедии «золотого века». «Магия лунного света» немедленно вызывает в памяти «Воспитание крошки», «Леди Еву» и еще десяток похожих картин: переполох в богатом особняке, погруженный в себя герой, которого атакует и выводит из душевного равновесия энергичная красотка, остроумные диалоги в интерьерах, словесные пикировки во время прогулок по парку и «химия» между двумя такими разными, но в чем-то очень близкими героями. Но в отличие от бойких староголливудских комедий, в алленовском фильме почти нет эксцентрики, и повествование ведется с курортной расслабленностью – видно, что и режиссер, и его актеры скорее отдыхают во время процесса. Расслабленно дурачится Колин Ферт, то играя свою типовую роль ранимого, но слегка надменного джентльмена, то вдруг начиная потешно изображать интонации и мимику Вуди Аллена (главный герой тут по традиции – alter ego самого Вуди). Расслабленно паясничает Хамиш Линклэйтер в роли влюбленного дурня, поющего нескончаемые серенады под аккомпанемент укулеле. Работает в поте лица одна Эмма Стоун – интересная актриса, на которую до Аллена хорошие режиссеры почему-то не обращали внимания. Будто понимая, что такой шанс мог и не выпасть, она явно слишком старается показать всё, на что способна, и это смотрится особенно трогательно, учитывая, что Вуди просто забыл прописать ей роль: про её героиню понятно лишь, что это милая аферистка из социальных низов, которая любит поесть – и Эмма Стоун излучает тонны озорного обаяния и, вкладывая в это дело всю душу, ест. 

Впрочем, как и всегда, у Вуди всё получается так ладно, что то, что могло бы быть недостатком, в итоге выглядит, будто это специально так и задумывалось. У Эммы Стоун не прописана роль? Так её героиня и есть пустота, на которую уставший от собственного скепсиса Стэнли проецирует своё желание капитулировать перед чудом. Эмма Стоун и Колин Ферт звучат настолько в разных актерских тональностях, что «химия» между ними выглядит неубедительной? Но она и должна так выглядеть, ведь влюбленность невротика Стэнли – просто иллюзия, и он сам прекрасно это понимает. Вуди демонстрирует нам своё мастерство, где-то разоблачая свои фокусы, а где-то прибегая к обаятельному мошенничеству. Дав в конце фильма разгадки на все загадки, сюжетно значимый фокус с волшебным перемещением человека из точки А в кресло с высокой спинкой он так и не объяснил (хотя устами Ферта и обещал это сделать). Потому что объяснение тут – вы же понимаете – простая монтажная склейка, и потому что кино – тоже, в общем, вид мошенничества, чтобы сделать жизнь чуть более выносимой. Именно об этом были старые комедии Голливуда, и именно об этом – так или иначе – все «второстепенные» фильмы Вуди.

 

Роман Черкасов        

    29 сентября 2014, 15:51 3106 0

    Теги: рецензия, кино, Вуди Аллен, Роман Черкасов, бога нет,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше

      Анна Якушева

      Присвоение власти

      Юрий Сенокосов

      Послание родителям

      Екатерина Маяковская

      De mortuis aut bene, aut nihil

      Екатерина Маяковская

      Благополучные и недолюбленные

      Ольга Служаева

      Искусство наблюдать

      Всеволод Емелин

      За Собчак