Выставка, по сути, представляет собой солидный обзор современной фотографии от 1990-х годов и до наших дней. Солиден он уже хотя бы по количеству участников: в проекте представлены работы более тридцати художников и фотографов из разных стран мира от Запада до Востока, есть даже работы из Африки. Я не оговорился: именно «художников», потому что современная фотография, чтобы перешагнуть в зону искусства, все чаще становится фотографией концептуалистской, а ее автор, соответственно становится не просто фотографом, а уже художником. Тут различие простое: кто работает фотоаппаратом – фотограф, а кто головой - тот художник.

Выставка организована исполнительным директором Московской биеннале современного искусства Андреем Мартыновым. У человека с такими связями получилось собрать внушительную подборку работ, выполненных в самых техниках: тут и фотоколлаж, и digital art, фотографии документальные и постановочные, классические и экспериментальные. Все фотографии собраны в группы по темам, ясным зрителю, и сопровождаются пояснениями куратора. Работ много и останавливаться на каждой нет возможности, поэтому расскажу о нескольких, особенно привлекших моё внимание.

Бросается в глаза, что для многих авторов портретная съемка – это возможность поговорить не о внешности, а о сущности человека; поэтому они стремятся не запечатлеть конкретное лицо, а создать обобщающий образ. Порой для этого они идут на максимально радикальный шаг – убирают у портретируемого, собственно, лицо. Испанский фотограф Карлос Эсколастико фотографирует людей с татуировками на затылке. Вы видите бритый череп, и уже на нем изображение, которое подменяет лицо позирующего, а люди превращаются в куклы с нарисованными страшными или веселыми рожами. 

В серии «Подарок» Александры Митлянской мужское лицо перевязано ленточками – так автор пародирует изображение головы Иоанна Крестителя, которую царь Ирод подарил своей падчерице Саломее. Другие фотографы накладывают на лица тексты, различные фильтры, составляют портреты из множества других более мелких фотографий, добиваясь эффекта мозаичности изображения. Но кроме экспериментов художественных, были работы, рассказывающие о зыбкости статуса человека в современном мире. Так, любопытный эксперимент произвел финн Теро Пуха, фотографировавший транссексуалов между операциями по смене пола. Название серии «Незавершенные» указывает на феномен современной социологии и медицины, в которой уже родившийся человек может быть признан «незавершенным». Что человек – существо «ищущее», знают все, но вот что даже тело его способно «искать» и стремиться быть другим – известно не столь многим, и встреча с лицами женомужчин (размытых, поскольку они пересняты через воду и стекло) производит эффект очной ставки.

Удивительно, но (не без влияния сюрреалистической живописи) не только жанр портрета утратил изображение лица и саму идею «сходства» с оригиналом, которая раньше была у портрета центральной, но и автопортрет. Впрочем, автопортрету это как бы даже простительнее, поскольку автопортрет художника уже сам по себе символ и метафора. Закрашивает свое лицо, чтобы оно слилось с цветным фоном, франко-японская художница Кимико Ёшида. Но наиболее яркие работы получились у Ву Ченг Чанга из Тайваня, который, как обычный турист, фотографировал себя на фоне природы и достопримечательностей, но ставил вспышку так, что его лицо всегда было «выбелено» чересчур ярким светом. В результате приема «от обратного» – когда освещение, наоборот, скрывает лицо, в то время как все вокруг погружено в покой и сумерки – возникает эффект «выталкивания», «отторжения» чужеродной человеческой фигуры из безлюдного пейзажа.

Другим оригинальным автопортретом на выставке была работа Атта Кима из Южной Кореи, который наложил друг на друга фотопортреты около ста человек и получил образ «среднестатистического» азиата, каким его видят европейцы. Это и был его «Автопортрет». Как видим, задача фотографа-художника в том, чтобы сделать изображение неточным по форме, но точным по смыслу. В этом, собственно и заключается эволюция (хоть в кавычках, хоть без) современной фотографии.

Сергей Баландин