По стране уже каталась фотовыставка «Танец в Vogue», и теперь зрителям еще раз дают убедиться, что перед нами не просто дамский ежемесячник, но законодатель, и не только в сфере моды. Пиар-служба журнала показывает нам, как много у них в архивах материалов чуть не по всем отраслям культуры, и балет с предыдущей выставки был только вершиной айсберга.

Две выставки, что мы видели, как бы дают нам понять, что есть мода в американском понимании. То, что «мода – не одежда, а стиль жизни», знают все, но само по себе это расхожее представление выглядит слишком абстрактно, и вот выставки Vogue’а наполняют его конкретикой. В прошлом году мы увидели, что модная индустрия любит не просто худышек, она любит балерин. И любит не за худобу, а за нежность, за грацию, за то, что балерина еще и актриса, чье вечное амплуа – играть лебедей: добрых или злых – не важно, важно, что лебедей! Вот что такое идеальная женщина.

В этом году мы узнали еще одну тайну американской модницы: она должна быть русской. Русская княжна в вечной эмиграции или освобожденная рабыня-коммунистка, переодетая мужчиной, ортодоксальная или радикальная – вот женский идеал Vogue. Журнал представляет себе Россию страной вечного подполья, из которого вылетают ракеты. И это тоже женский образ. Русская женщина – чудачка, поэтому в качестве одной из русских икон стиля была выбрана “божественная” Гала, жена Сальвадора Дали.

Выставка собрана довольно сумбурно, и часто имена на этикетках ничего не говорят даже образованному зрителю. Нужно быть специалистом и ревностным поклонником книг «историка моды» Александра Васильева, чтобы припомнить русские корни Леди Абди и других «красавиц в изгнании». Россию для выставки собирали по крупицам. На фотографиях то русские американцы, то американцы в России. Чтоб русские и в России – таких фотографий крайне мало. Известно, что иностранные журналы нашим фотографам не доверяют и их не печатают. Зато выставка пестрит громкими именами Сесила Битона и Артура Элгорта, уже знакомых по «Dance in Vogue», а также фотографами, специализирующимися исключительно на моде: например, культовый фотограф Марио Тестино с действительно потрясающим снимком радующейся Натальи Водяновой, лежащей на руках у бравых солдат в парадной форме. Для многих, возможно, будет удивлением узнать, что именитый кутюрье Карл Лагерфельд также балуется фотографией (несколько его работ привезли в рамках выставки).

Выставка «Russia in Vogue» создает образ России как, прежде всего, «духовной страны», загадочного края православия, где все устремлено в небо. Это страна муз и творцов. Очень странных творцов – вроде полуголого Владимира Сорокина, обнимающегося с бюстом Брежнева, эксцентричного Евгения Евтушенко и миниатюрного Валентина Юдашкина. И самых легендарных муз, вроде статной Абди, мистической Галы, очаровательной Лиды Делекторской – муза на музе. А вереницу русских богинь завершает Эмилия, соавтор самого известного за границей современного русского художника Илья Кабакова. Достойное, надо сказать, завершение. Оба, кстати, с 1988 года граждане США.

Сергей Баландин