У фестиваля есть тема, и она обозначена как «Между образом и личностью». Фестиваль проводится уже третий раз: в позапрошлом году в «Виктории» на «Ночи музеев» можно было увидеть его первую программу, а среди участников фестиваля, кроме молодых и никому неизвестных, попадаются и вполне заслуженные Таус Махачева и Хаим Сокол. Выставка получилась грамотной по экспозиции и приятной в чувственном значении этого слова: зритель оказывается в полутьме, наполненной таинственными нетревожащими звуками, которые манят перейти от одного видео к другому. Слабых работ, как обычно, было больше, а я скажу про удачные.

Тут  можно увидеть уже знакомое видео «Бальзам для сосудов» самарского художника Евгения Бугаева – метафизическое и медитативное, в котором процесс мышления или, лучше сказать, сновидения, представлен в виде перетекающего по стеклянным сосудам пара. Автор видео «Коллекция» поляк Филип Габриэль Пудло снимал людей, словно позирующих для фотосъемки, и получал завораживающие видеопортреты, которые очаровывают простотой и искренностью: случайные модели стремятся быть неподвижными на фоне живого, деятельного мира. Работа, кстати, получила первое место на фестивале. Привлекает сюрреалистическое двуканальное видео Юки Хирокава «Двойной сон»: выдержанное, черно-белое и чрезвычайно поэтическое. Здесь есть и лирические образы, метафоры и даже своеобразные видеорифмы.

Интересна работа американца Сета Майерса, в котором он подчиняется своему двойнику, отдающему армейские приказы – работа активная и живая, порождающая интерпретации не только политические, но и психологические. Рядом, на соседнем экране, показывают «Безобразный пейзаж» вьетнамца Нам Ле, где городской пейзаж превращается в мрачную абстракцию, когда велосипедисты, автомобили и прохожие оставляют за собой черный шлейф.

Некоторые хорошо сделанные видео остаются за гранью понимая из-за специфической темы и языкового барьера. Так обстоит дело с работой Селин Труалле «Песня №18», где молодящаяся старуха, с трудом попадая в ноты, поет песню под караоке. Нравится думать, что это современный вариант «старой кокетки», и невольно любуешься ее нарисованными глазами, обтянутым кожей черепом, неуклюжими жестами, как она подслеповато всматривается в текст, прежде чем начать петь. Но из кураторского текста следует, что видео не о старости, а о миграции, что перед нами испанка, живущая во Франции, и что поет она испанскую песню «El Emigrante». Зритель, не знающий языка, этого совсем не понимает и не чувствует – слишком нарядна престарелая певица.

Вызывает споры «Пузырь» Шен Вея, где художник перед камерой пускает слюни, надувая пузыри. Видео скорее является документацией перформанса, чем чистым видеоартом, и показывает мускульное напряжение человека, пытающегося удержать во рту тонкую пленку слюны. К сожалению, образ, который должен был выразить интимный процесс, метафору дыхания и речи, или неудачно выбран или плохо исполнен.

Лучшим видео назову «Грязь» арт-группы «Нежные бабы» из Калининграда, в котором художницы Александра Артамонова и Евгения Лаптева повторяют старинный ритуал валяния молодых невест в грязевом потоке, обряд прощания с землей. С одной стороны, это повтор идеи Марины Абрамович, которая чуть ли не сама выдумывала эротические обряды Балканского полуострова и инсценировала их. Но в то же время «Грязь» сделана на высоком художественном уровне, это необыкновенно изящная и неотталкивающая картина, и здоровый эротизм в ней совмещен с историей поругания женщины в фольклоре. Вознесение здесь равно унижению, и эта амбивалентность делает работу не просто феминистской или, например, гражданской, но даже религиозной.

Подозреваю, что не все посетители галереи смогут вникнуть в суть произведений на выставке: видеоарт – сложный для восприятия вид искусства. Хотя он кажется похожим на клип и потому простым, это обманчивое сходство. В отличие от музыкального клипа или короткометражки видеоарт не «затягивает» – наоборот, он требует длительного напряжения, полной отдачи медленному и монотонному видео, ожившей картине, и смотреть его нужно от начала до конца. Если кино было задумано как аттракцион, то видеоарт сопротивляется зрительскому взгляду на него как на развлечение, и поэтому поначалу зритель испытывает ломку от несовпадения ожидания с результатом. Видеоарт задуман как гипнотическое зрелище, а доверять ему нужно как психоаналитику. Потому и бывает обидно, когда доверишься видео, а потом понимаешь, что зря. Такое бывает и на выставке «Между образом и личностью», но волков бояться – в лес не ходить.

 Сергей Баландин