Если современное искусство должно заставлять думать, провоцировать и переходить границы, то X Ширяевская биеннале как раз оно самое. Причем речь не о конкретных арт-практиках, которые могли наблюдать гости, посетившие событие 25 августа. Заявленная тема и то, что образовалось  вокруг неё, породило как минимум два скандала, связанных с известным самарским поэтом Сергеем Лейбградом и профессором Самарского университета Виталием Лехциером.

Насколько прекрасен круг местной культурной элиты, интересно, кажется, лишь редким представителям этой самой группы.  Дружеские междусобойчики «лучших людей города», кулуарная полемика «моральных авторитетов» были и будут, но что-то, интересное публике, которую не занимает «тайная жизнь» местной богемы, уже много лет в Самаре почти не случается.

Крупные арт-проекты – в прошлом, многие галереи закрылись еще в 2011-2012 годах. Попытка вхождения в «Культурный альянс», придуманный галеристом и политтехнологом Маратом Гельманом, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] не закончилась ничем – проект свернулся на федеральном уровне так и не дойдя до нашего региона. Из крупных новых событий можно назвать, пожалуй, лишь «Волга Фест». Но он рассчитан на совершенно массового потребителя, которому должно быть «приятно и весело», которого необходимо развлечь, но лучше не заставлять лишний раз рефлексировать. Для искусства провоцирующего, неоднозначного, не всегда приятного, но значимого не только для редких (само-)исследователей, места почти не осталось.

Такой институцией когда-то была Ширяевская биеннале, организуемая Средневолжским филиалом ГЦСИ, то есть художниками Романом и Нелей Коржовыми.

Однако теперь бывшие соратники публично обвиняют их в конъюнктурности, несвободе и сотрудничестве с режимом. Хотя до сих пор именно Коржовы с их филиалом ГЦСИ и биеннале остаются едва ли не единственным социальным лифтом для молодых арт-деятелей региона, работающих в неклассических стилях. Коржовым в последнее время не особо везёт.

Недавно стало известно, что памятник советского конструктивизма «Фабрика кухня», который несколько лет назад был отписан Средневолжскому филиалу ГЦСИ, не будет передан под экспозиции современного искусства, а станет филиалом одного из крупных федеральных музеев.

Чуть раньше культурная общественность возмутилась отменой литературного перфоманса Сергея Лейбграда «Невозможность ликования», который должен был пройти в стенах Самарского литературного музея накануне открытия X Ширяевской биеннале «Ликование». Изначально сообщалось, что мероприятие, якобы, не понравилось мэрии, но позже выяснилось, что инициатива отмены мероприятия исходила от дирекции музея. Теперь перфоманс всё же состоится, но, получается, уже после «Ликования». Полемика не вышла и осадок остался…

Так же выяснилось, что «Ликование» не может быть полным ещё по одной возмутительной причине.

Как сообщает профессор Самарского национального исследовательского университета им. Королева Виталий Лехциер на своей странице в Фейсбуке, [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] Роман и Неля Коржовы использовали его фотографию без его согласия и даже при его активном несогласии.

«Коллеги, я обязан сделать заявление. Где здесь граница личного/этического/политического, я понять не могу. Кто-то из "стареньких" и моих друзей узнал, кто-то нет, но рано или поздно этот факт станет известным», - делится шокирующим фактом профессор и продолжает…

«Суть в следующем: на официальной афише Ширяевской биеннале… (комиссары-кураторы, конечно, Роман и Неля Коржовы), изображены Наташа Морозова и я – это акция с биеннале 2003-о года (фото Романа Коржова). Так вот, Роман мне написал еще в феврале, прислав эту фотографию и рассказав о своих намерениях сделать ее официальной эмблемой Ширяевской биеннале на тему "Ликование", так как она изображает некое событие, которое символизирует ликование... Я настоятельно попросил Романа этого не делать, подыскать другую картинку, так как не хочу ассоциироваться ни с каким публичным "ликованием" и в сегодняшнем российском контексте, а сегодня, напоминаю, 2018 год, а не 2003, считаю тему "ликование" конъюнктурной, сервильной и - в целом - дискредитирующей смысл занятия искусством. Да еще учтем, что акция эта проходит при поддержке ведомства лжеисторика сталиниста Мединского и меркушкинского функционера Филиппова (о том, кто это, см.вот здесь, например). Кураторы Ширяевской биеннале, разумеется, могут со мной не соглашаться, имеют право, они могут думать, что если они переехали на тот берег Волги, то они уже вне актуального социального контекста, что они там в каком-то заповедном мифическом раю, где обитают просветленные люди, нет пыток, несправедливости, авторитарных диктаторов и т.п. Это их дело, их эстетический и политический выбор, но у кураторов нет морального права (о юридической стороне вопроса я умолчу) делать мое изображение официальной эмблемой публичной международной акции без моего согласия! Такого согласия я не давал, более того, настоятельно просил этого не делать. И Роман в частной переписке (а именно он был ее инициатором!) согласился со мной, написал, что подыщет другую фотографию из своего большого архива. Не согласилась – тоже в частной переписке – Неля, и в итоге фотография с моим изображением оставлена (именно в качестве официальной обложки биеннале и связанных с ней изданий) и теперь транслируется по многочисленным медийным каналам. Считаю такие действия элементарной человеческой подлостью и очередным штрихом к портрету кураторов Ширяевской биеннале». 

Очевидно, у Виталия Лехциера есть и другие претензии к Коржовым, но их он не выносит в публичное пространство. Тогда, возможно, дело не в фотографии? Конечно, историю можно считать некрасивой с человеческой точки зрения, но в этом жесте вполне можно разглядеть и художественное высказывание. Например, «принуждение к ликованию». Хотя Лехциер в комментариях под своим постом и заявляет, что «принуждение – это категория политическая или этическая, но никак не художественная», но эта мысль, мягко говоря, не бесспорна. Если только секрет производства искусства не раскрыт полностью.

Если современное искусство не обязано «делать приятно», но должно вызывать эмоции, побуждать к мысли, то «Ликование», заявленное Коржовыми и выраженное, в частности, в буклете биеннале, вполне можно считать искусством. Нравится/не нравится, этично/неэтично – другой вопрос.

Ведь Павленского, Pussy Riot и арт-группу «Война» тоже многие не считают искусством, так как они кого-то «оскорбляют» и банально не нравятся части аудитории. Но и их высказывания строятся на репрезентации принуждения в той или иной форме, которое, оказывается, «никак не художественная» категория.

Неля и Роман Коржовы, поставив фото на буклет, вызвали реакцию, пробудили эмоции, заставили задуматься о границах допустимого, о том, кто свой/чужой, где искусство, где нет...

«Я смотрю на эти вещи не извне, …а изнутри, поэтому для меня нет двух сторон. Искусство предполагает, как известно, "ворованный воздух", риск – и политический и эстетический, – а если все заранее разрешено, то это очередной вклад в консервативный тренд, а не художественная трансгрессия», - резюмирует Лехциер, называя использование его фотографии хамством.

Хотя трансгрессией, то есть переходом границы между возможным и невозможным, вполне может быть и переход границы личных отношений или попытка отделить модель (в данном случае Виталия Лехциера) от объекта искусства (в данном случае фото, сделанное Романом Коржовым). В современном мире медиа реальности это довольно смелый шаг.

Показательно, что перфомансы, инсталляции и арт-объекты X Ширяевской биеннале пока не вызывают столь бурную реакцию и интерес у публики. Под фотографиями и постами официальной страницы арт-события почти нет комментариев и максимум по 8-15 лайков, а гневный пост Виталия Лехциера собрал более 60 лайков и более 40 комментариев. Если это не «украденный воздух», то как минимум спертый…

Дмитрий Солнцев