Гедонизм

Трудно быть покупателем

В минувшие выходные в Арт-центре прошел очередной Sunday Up Market – fashion-фестиваль и ярмарка дизайнерских вещей. Роман Черкасов побродил там и попытался что-нибудь купить.

Трудно быть покупателем

В первом приближении всё это очень напоминает Кировский рынок, где я ни разу не был, но который всегда как-то так себе и представлял. Однако если вглядеться внимательнее, постепенно начинает проявляться одно существенное отличие Sunday Up Market’а от моего воображаемого Кировского рынка. Кировский рынок, как я его себе рисую – это место абсолютно деидеологизированное и вызванное к жизни сугубо практическими нуждами: люди туда едут не за идеологией, а чтобы купить вещь, например, дешевые пляжные шорты или нужный им красивый спортивный костюм. Sunday Up Market напротив – имеет мощное идеологическое обеспечение, которое почти без остатка подминает под себя всю, так сказать, потребительскую ценность этого мероприятия. В этом месте нам ни на минуту не дают забыть, что это не просто выставка-продажа, а глобальное событие, площадка по продвижению молодых дизайнеров и пространство тотального креатива. Но вот купить там, по большому счету, нечего. 

Покупая вещь на SundayUpMarket’е, человек покупает не столько саму вещь, сколько идеологические смыслы, в которые она плотно упакована: это не просто платье, а эксклюзив с ярмарки дизайнерских идей, созданный молодыми дизайнерами, которые очень творческие и творят-творят-творят. И, наверное, именно такими глазами и надо смотреть на это мероприятие. Но так уж получилось, что я твердо решил купить здесь не смыслы (их вокруг и так не меряно), а именно хорошую вещь (их нам как раз не хватает), и потому смотрел на происходящее глазами скучного потребителя. На многое я, конечно, не рассчитывал, но планировал найти, ну, скажем, хотя бы майку с интересным принтом. Это же не слишком сложное требование к ярмарке молодых дизайнеров? Майка с нескучным принтом. Они точно должны здесь быть – не может быть такого, чтобы их не было. 

Майки в ассортименте были. Беленькие, серенькие, черненькие и с принтами настолько скучными, что вообще не понятно, зачем быть молодым дизайнером, чтобы делать такие принты. Ну, правда же. С такими принтами вполне могут справиться и дизайнеры, разрабатывающие продукцию для моего воображаемого Кировского рынка. Впрочем, два любопытных принта найти удалось. 

Первый: вот такой индуизированный Христос от самарского лейбла «Очерк» – с пентаграммой и свастиками. Это, правда, круто и смело, так что мне даже немного страшно за парней, которые это делают. Тем более что отважный (либо просто наивный) дизайнер Алексей Мишкин вроде собирается и дальше работать с религиозной символикой. Надеюсь, у него все будет хорошо. 

И еще вот такая майка. Понятно, что она к чему-то призывает, и первую секунду мне почудилось в ней что-то анархистски-пиратское, за свободу интернета, например. Но, когда пригляделся, оказалось, что принт призывает отпустить на свободу не интернет, а Рому Жигана – того задиристого рэпера с тюремными наколками, который на «Битве за респект» братался с Путиным, а сейчас сидит за разбой. 

Остальная одежда была женской и выглядела более или менее вот так. 

Еще было много «бабочек», которые были актуальны года два-три назад – когда Крым еще не был наш и когда слово «хипстер» можно было свободно и без специальных оговорок употреблять в речи, не опасаясь, что собеседник сочтет тебя дебилом. В те карнавальные времена все модники накупили себе ярких веселых «бабочек», и в какой-то момент они готовы были стать чуть не повседневным элементом костюма. Но, как часто бывает, жизнь оказалась немного скучнее, и сейчас этот аксессуар выглядит ностальгическим приветом из ушедшей эпохи. Даже обидно, потому что «бабочки» были и вправду милые.

Большую часть ассортимента представляли всякие – в широком смысле слова – «фенечки»-безделушки: амулеты, значки, колечки, браслетики, магнитики на холодильник. Мне понравились вот эти деревянные значки: 

И вот эти слоники тоже вполне трогательные. Поскольку с одеждой не срослось, я стал придумывать повод купить какой-нибудь значок. Самого себя со слоником на лацкане пиджака я представлять решительно отказался, и потому решил, что значок куплю в подарок – но не такой подарок, который пылится на полке, а подарок, который носится. Стал вспоминать знакомых девушек, которые хотя бы теоретически могли гулять по улицам, прицепив на одежду вот такой значок, и не вспомнил ни одной. Ну, или я невнимательный и мало о них знаю, что, конечно, тоже вполне вероятно.

Вообще в этом есть что-то трагическое. Некоторое время назад было принято думать, что главное – это чтобы было как можно больше «площадок», «пространств» и «институций», где творческие и нестандартно мыслящие люди могли бы себя проявить и фонтанировать креативом. И тогда весь этот креатив, аккумулированный в «пространствах» и оформленный «институциями», возможно, изменит мир вокруг. Ну, или хотя бы поможет создать уютную среду обитания для хороших милых молодых людей посреди большого, немилого и слишком немолодого мира. И вот, судя по последнему Sunday Up Market’у, креатива хватает преимущественно на «фенечки», а дальше он, креатив, идет уже с трудом и скрипом. «Фенечки» и ручная роспись по ткани – это и в правду очень мило, но беда в том, что это мастерство давно освоили все, кому это было хоть немного интересно. Я сам знаю десятка два девушек, которые мастерят колечки и бусики, рисуют на тканях и шьют мягкие игрушки. И некоторые из них периодически пытаются мне свою продукцию продать (казалось бы: мне-то, блин, зачем? но всё равно пытаются), что говорит о том, что конкуренция тут высока и предложение явно и давно превышает спрос. Понимаю, звучит очень печально, но, видимо, следует признать это как объективный факт: людям просто не нужно столько «фенечек». Но дальше «фенечек» творческое мышление часто почему-то не идет.   

Уже на выходе из Арт-центра замечаю столик, за которым продают открытки с изображениями старой Самары. «Хочешь купить открытку? – спрашивает заведующая открытками девушка Таня. – Тридцать рублей». Растерянно размышляю, не будет ли это паллиативом и провалом миссии – поставить себе задачу купить креативную вещь, ничего подходящего не обнаружить и в самом конце похода вдруг приобрести открытку за тридцать рублей. Что-то бормочу в ответ, девушка Таня терпеливо смотрит на меня, как на идиота, вздыхает, и говорит, что ладно, одну открытку она может мне подарить. «Выбирай, какую?» Рассеянно тычу пальцем в чем-то приглянувшуюся открытку с почтовыми ящиками. Теперь у меня тоже есть что-то с Sunday Up Market’а.

Роман Черкасов  

    27 мая 2014, 11:11 5049 0

    Теги: Sunday Up Market, fashion-фестиваль, Роман Черкасов, Арт-центр, дизайн,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше