Группа «Ростех» и другие исполнители гособоронзаказа получат возможность осваивать ещё больше средства в формате максимальной секретности. Депутат Госдумы Владимир Гутенев, которого не так давно считали одним из наиболее возможных кандидатов на пост губернатора Самарской области, продвинул закон, который смягчает требования к госзакупкам в 2020 году «в связи с новой коронавирусной инфекцией» и исключает информацию о военных закупках из системы госзакупок. На фоне увеличения военного бюджета на 4,5% это, безусловно, хорошая новость для тех, кто зарабатывает на поставках военным.

На днях Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI) опубликовал свежий доклад о тенденциях в военных расходах основных стран-игроков в 2019 году. Россия заняла четвертое место по затратам на оборону с показателем в $65,1 млрд. Или 4 трлн 550 млрд рублей. Это сопоставимо с 30 с лишним годовым бюджетам таких регионов как Самарская область или 110 годовым бюджетам Мордовии. Это на 4,5% больше, чем в 2018 году. Больше нас на оборону тратит только США, Китай и Индия. Теперь расходование этих средств перестанет быть прозрачным даже частично.

Госдума приняла закон, закрывающий доступ к информации о госзакупках в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). Ранее все закупки, не содержащие гостайну, должны были публично раскрываться. Теперь – нет.

Речь о федеральном законе №711277-7 «О внесении изменений в статьи 3(5) и 4 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (в части исключения обязанности по размещению сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа)»

За него, к слову, проголосовали депутаты всех фракций, присутствовавшие на заседании. Всего 322 депутата. Ни КПРФ, ни ЛДПР, ни СР против не выступили – просто «взяли под козырёк».

Любопытно, что на сайте Госдумы указано, что внесение поправок требуется «в связи с ухудшением ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции». Однако ни в тексте закона, ни в пояснительной записке к документу нет ни слова или хотя бы намека на COVID-19.

Зато в качестве обоснования приведен аргумент о международных санкциях.

«Осуществление закупок предприятиями ОПК осложнено введением международных санкций, - говорится в пояснительной записке к закону. – Учитывая действие международных санкций в отношении предприятий ОПК, раскрытие сведений о закупках фактически означает разглашение в открытом доступе информации о взаимодействии поставщиков с лицом, включенным в санкционные списки, что влечет негативные последствия как для поставщиков (дискредитация поставщиков, включение таких поставщиков в санкционные списки, аннулирование экспортных лицензий), так и для предприятий ОПК (в частности, невозможность приобретения продукции, имеющей санкционное происхождение, неполучение продукции по заключенным договорам, отказ поставщиков взаимодействовать с предприятиями ОПК). Указанные последствия имеют место вне зависимости от категории продукции и обусловлены именно действием международных санкций в отношении предприятий ОПК».

И в связи с этим, «необходимо законодательно исключить обязанность по размещению сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа, в том числе в плане закупок, как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны исполнителей гособоронзаказа».

Таким образом, по инициативе Владимира Гутенева, ранее работавшего в группе «Ростех», а также других депутатов-единороссов, засекретили не только закупки военной техники, оборудования и услуг с ними связанных, но и, например, информацию о закупках продовольствия, мебели и других безобидных, но привлекательных с точки зрения коррупции статей расходов.

Какой смысл утаивать от налогоплательщиков, сколько стоили столы, стулья, скрепки и мука, если не запланированы махинации с бюджетными средствами?

Многие ещё помнят, как истории с оптовыми поставками картошки в 3-4 раза выше её розничной цены в торговых сетях пару лет назад удивили многих. Но, возможно, это и послужило для наложения грифа «секретно» на все закупки? Есть ли гарантия, что в рамках гособоронзаказа не будут закуплены какие-нибудь «золотые унитазы стратегического назначения»? Может быть и впрямь Владимиру Гутеневу с коллегами по Госдуме виднее?

Отметим лишь, что непрозрачность редко приводит к чему-то, кроме коррупции и хищений.

Дмитрий Солнцев