Самарский бизнесмен Виктор Белов, руководя небольшой управляющей компанией (УК), похоже, сумел «перейти дорогу» и конкурентам, и чиновникам. Профессиональная деятельность приводит его то в полицию с заявлениями о нападениях и поджогах имущества, с которыми могут быть связаны компании-конкуренты, то в суды с администрацией Советского района, глава которой Вадим Бородин, кажется, имеет своих фаворитов в коммунальном бизнесе. Сможет ли Белов в суде отстоять выбор своей компании жителями или административный ресурс окажется сильнее?  

Отобрали у «московских захватчиков»

В Самаре развернулась настоящая война между управляющими компаниями за дом, расположенный по улице Мориса-Тореза, 103. События, разворачивающиеся вокруг многоквартирного дома (МКД), будто списаны с криминального сериала с плохими парнями, угрожающими конкурентам, маячками на авто, погонями и поджогами, с чиновниками, которых сложно воспринимать, как слуг народа с незапятнанной репутацией, а также с полицией, которая «ничего не видит и ничего не слышит». Но сюжет более чем реальный. 

История многострадального дома началась ещё в начале 2018 года. Тогда управляющую компанию с московскими корнями ООО «ЖКС» в очередной раз признали виновной в совершении административного правонарушения «за невыполнение предписания». В частности, коммунальщики не приняли мер, которые предотвратили бы появление повреждений отделки стен тамбура-колясочной подъезда №1. Доказательством послужило наличие следов на наружной стене помещения.

Тогда же жителей предупредили, что в течении двух месяцев они должны на общем собрании принять решение о новой управляющей компании и сообщить об этом в орган государственного жилищного надзора. 

В июле прошлого года жильцы дома начали искать компанию, о чем они сообщили главе администрации Советского района Самары Вадиму Бородину, пояснив, что в ближайшее время проведут общее собрание собственников квартир, чтобы выбрать новую управляющую организацию. 

 

Принятие, отказ и… «своя УК»

С 19 июля по 2 сентября 2018 года жители МКД провели в очно-заочной форме собрание собственников и большинством голосов выбрали новую УК – небольшую самарскую компанию ООО «Ремстройсервис» под руководством Виктора Белова. Кроме того, собственники квартир подписали необходимый договор управления МКД с компанией. Глава компании уведомил райадминистрацию о заключении договора 11 сентября. На следующий день, подготовив пакет документов, глава компании направился в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) с заявлением о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых «Ремстройсервисом» осуществляется деятельность по управлению. И на этом история могла бы закончится, но… через несколько дней г-н Белову сообщили, что ГЖИ приостановила рассмотрение заявления от его компании. А все потому, что администрация района ещё до заключения договора между самарской УК и жильцами объявила свой открытый муниципальный конкурс по отбору коммунальной организации.

5 октября г-н Белов получил заключение жилищной инспекции об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов. Оказалось, что победителем по итогам муниципального конкурса, в котором не было необходимости, 20 сентября стала другая управляющая компания – ООО «Дом» под руководством Юлии Авдеевой.

Любопытны две детали. Во-первых, у компании на конкурсе не было конкурентов. Во-вторых, компания считается близкой к муниципальным властям и, по одной из версий, может быть связана с депутатом гордумы Самары от Советского района Вячеславом Гришиным. 

Неясно, по каким именно причинам чиновники районной администрации решили проигнорировать позицию жителей. То есть, их право на выбор управляющей компании, собрания, подписи – все это оказалось почему-то неважным. 

Да и схема, по которой действовали чиновники и их глава, может показаться слишком однобокой и направленной на интересы одной стороны. Зачем, например, глава Советского района Вадим Бородин, как только узнал, что жильцы проводят в очно-заочной форме общее собрание собственников помещений, решил выставить дом на муниципальные торги? Жители дома об этом не просили и необходимости в этом на тот момент не было. Как ее не было для администрации в момент разрушения тамбура.

 

Жители виноваты во всем?

Администрация района по-своему объясняет своё отношение к УК, выбранной жителями дома, а также свой выбор УК «Дом». 

По версии чиновников, заключенный с компанией «Ремстройсервис» договор управления МКД – «не действителен», так как «подписан неуполномоченным лицом». Такой категоричный вывод подчиненные Вадима Бородина сделали на том основании, что в адрес районной администрации не были приложены доверенности о наделении председателя совета многоквартирного дома Алексея Ярова полномочиями на подписание договора управления. Важно отметить, что жилищным законодательством не предусмотрены конкретные требования к оформлению доверенности на подписание договора управления МКД. А решение о наделении г-на Ярова полномочиями по заключению договора управления было принято жителями дома в ходе общего собрания собственников помещений, что подтверждает протокол от 3 сентября 2018 года. 

Вызывает вопросы и позиция ГЖИ, которая отказалась внести изменения в реестр в отношении спорного дома на том основании, что в адрес ГЖИ 24 сентября (то есть гораздо позже, чем прошло собрание жителей и УК «Ремстройсервис» Виктора Белова предоставила им все документы) от УК «Дом» поступило заявление о внесении изменений. Никаких иных противоречий в жилищной инспекции выявлено не было. 

 

Белов VS Бородин

Несмотря на напор со стороны Вадима Бородина и администрации Советского района, Виктор Белов решил, что не хочет мириться с таким положением дел и оставлять без внимания неоднозначные действия администрации. Он обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области. 

В заявлении бизнесмен просит признать незаконными действия администрации Советского района по организации и проведению муниципального конкурса в части отбора управляющей организации. 

И несмотря на то, что заявление он подал еще в конце прошлого года, слушания по делу прошли лишь однажды и продлились 16 минут. Все остальные заседания переносились. Следующее заседание назначено на 5 февраля. 

 

Угрозы, расправа и слежка

Любопытно, что ранее кроме административного давления на г-на Белова оказывали и силовое. Связи угроз с его деятельностью стражи порядка пока не доказали, хотя все факты нападения зафиксированы. 

В своем заявлении в полицию он связывает нападения со своей деятельностью в качестве директора и учредителя «Ремстройсервис». 

- С апреля по август 2017 года мою компанию выбрали собственники трех больших домов ООО ОУ «Коммунальник», и трех бывших домов ООО «ЖКС», хозяином которых уже на тот момент являлось АО «Домком Инвест». После этого со мной произошел ряд инцидентов, направленных на посягательство на мою жизнь, здоровье и порчу имущества, - разъяснил бизнесмен в заявлении.

Причем угрозы его жизни – это не единичный случай. Все началось с того, что автомобиль бизнесмена таранили, после чего догнали, донимая вопросом «мы тебя не чиркнули, дружище?». Понимая, что его провоцируют на то, чтобы он вышел из машины, мужчина уехал. Однако через несколько дней те же люди утром заблокировали его авто во дворе дома, угрожали пистолетом и пытались вытащить его из машины. 

Камера записывает номер машины нападавших, он оказывается поддельным. Однако полиция, по словам бизнесмена, бездействует и никого не ищет, отписываясь, что в действиях злоумышленников «нет состава преступления». 

Затем Белов обнаруживает под днищем своего автомобиля, как он решил, взрывное устройство. Приехавшая полиция определяет, что это радиомаяк для отслеживания перемещений машины. И, будто по уже по отрепетированному сценарию, полиция бездействует. Были еще и преследования, о которых г-н Белов также заявлял в полицию, но увы: все тщетно.

Позже, когда машину бизнесмена, которую он на ночь оставил во дворе, просто подожгли, полиция так же никого не нашла. Как и остальные случаи, данный инцидент попал на видео, где видно, что в автомобиль неоднократно кидают зажженные предметы. Уголовное дело по факту поджога автомобиля было возбуждено ещё в начале 2018 года, однако предварительное расследование дела в настоящий момент приостановлено «в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых». 

 Юлия Сацук