Во время кризиса репутация становится одним из главных преимуществ на рынке, рассуждают эксперты в области корпоративного и личностного развития. Даже ценовая конкуренция, пожалуй, не является ключевой. Особенно, когда речь идёт о сферах b2b, b2p, а также среднем и верхнем сегментах b2c. Тренинговая компания «Курс» запустила в Самаре серию тренингов и мастер-классов, посвящённых управлению репутацией, построению персонального бренда и работе с имиджем.

Расхожее мнение, что кризис – лучшее время, чтобы пойти учиться, остаётся лишь мнением. На практике число поступающих в мировые бизнес-школы в целом снижалось, начиная с кризисного 2008 года и лишь последние три года относительно стабилизировалось. Такие данные приводит Graduate Management Admission Council (GMAС) – международная некоммерческая организация, созданная с целью популяризации бизнес-образования, научной систематизации данных о поступлениях в бизнес-школы и на программы обучения MBA и предоставляющая абитуриентам и образовательным учреждениям ряд специфичных инструментов и сервисов на этапе поступления.

Самара, увы, не отстаёт от мирового сообщества. Активно закрываются старейшие бизнес-школы и, в целом, рынок бизнес-образования переживает не лучшие времена. Спрос даже на краткосрочные (3-8 месяцев) образовательные программы существенно ниже предложения.

Деловое образование больше не предлагает, к примеру, СИДО. Напомним, нисходящий тренд у одной из старейших институций в самарском бизнес-образовании начался после ухода значительной части команды.  

С бизнес-обучением (не путать с бизнес-образованием) в России, и в частности в Самаре, тоже всё сложно. Управленцы и собственники бизнеса устали от тренингов. Количество разнообразных тренинговых программ в последние годы росло в геометрической прогрессии, а по факту что-то новое на них получить сегодня достаточно сложно. Громкие названия и провокационные обещания зачастую являются лишь пиаром, новой упаковкой для старых продуктов. Собственными разработками занимаются мало компаний. Большая же часть преимущественно региональных компаний работают, покупая лицензии на тренинги чужой разработки, либо вовсе «заимствуют» их, не утруждая себя даже творческой переработкой.

«Управленческий фаст-фуд», как называют бизнес-обучение, также как фаст-фуд настоящий, богат быстрыми углеводами (лайфхаками), которые насыщают только на короткое время, но в целом имеют массу негативных последствий для организма (организации).

При этом кризис в этом году однозначно обернулся для самарского рынка бизнес-обучения демпингом и экономией корпоративных бюджетов. HR-специалисты, опрошенные Засекин.Ру, жалуются на то, что «холодные звонки» от тренинговых компаний со всей России – это настоящая пытка, сравнимая только с надоедливыми представителями сетевого маркетинга.

Отсутствие прежних бюджетов, агрессивные продажи со стороны провайдеров, неопределённость и волны изменений – та, действительность, с которой сталкиваются компании. В такой ситуации всё чаще сказывается нехватка продуманной стратегии обучения, как у корпоративных клиентов, так и у частных потребителей, инвестирующих в повышение своей квалификации.

«Самыми востребованными программами становятся те, которые позволяют эту стратегию разрабатывать», - рассказывает директор тренинговой компании «Курс» Мария Терегулова. Одно из направлений – работа с имиджем, репутацией, брендом. В том числе персональным.

В пятницу, 18 ноября, «Курс» организует встречу с известным имиджмейкером Еленой Яшиной. Тема её мастерской: «Формирование личного бренда». Елена Яшина – известный в Самарской области и за ее пределами бизнес-тренер, консультант по организационному поведению и связям с общественностью с 22-летним опытом работы. Председатель Гильдии специалистов по связям с общественностью Торгово-промышленной палаты Самарской области, основатель и директор  Центра корпоративного развития СГЭУ, руководитель школы имиджа «Persona Z». На сайте «Курса» напоминают, что в портфеле автора мастерской участие в 42 проектах по формированию имиджа в различных регионах, авторство методик по формированию имиджа и личного бренда,  более 150 тренингов и управленческих сессий в различных регионах России.  «Тема личного бренда – это не просто дань моде, – убеждена Елена Яшина. – Это работа со своей идентичностью, возможность лучше узнать себя и понять, чем твоя индивидуальность может быть интересна другим людям. Такой подход дает ориентир в изменчивом мире и возможность следовать важным для личности курсом».

И это уже не первое открытое мероприятие «Курса», посвященное проблеме формирования персонального бренда. В октябре в компании прошел двухдневный тренинг «Бренд лидера», разработанный социологом, руководителем центра «Региональные исследования», политическим консультантом Дмитрием Лобойко. В котором приняли участие представители строительного, энергетического бизнеса региона, члены партии «Единая Россия» и представители малого и среднего бизнеса.

Особенность обоих мероприятий, поясняют в «Курсе», в том, что они не являются калькой каких-либо чужих тренингов, присутствующих на рынке в Самарской области или Москве. Это авторские разработки практикующих специалистов.

Отметим, сегодня тренинговая компания, возглавляемая Марией Терегуловой, одна из немногих, кто функционирует именно как тренинговая. «Курс» не является агентом по «продаже» одного-двух тренеров, и при этом не функционирует как event-агентство, организующее выступление заезжих «звезд». На фоне падения рынка это выглядит любопытно и необычно. 

Анна Могилевская