Во-первых, социальные обязательства («майские указы», ЧМ-2018 и пр.) требуют от города «сами по себе» больших затрат, что в условиях ускоряющегося кризиса экономики уже совсем непросто. Во-вторых, бюджеты «верхних» уровней находятся в том же самом положении, а потому средств для ставшей уже привычной «помощи для поддержания штанов» МСУ будет намного меньше.

 

Блеск и нищета процентов

Депутаты Думы городского округа Самара 17 ноября заслушали и приняли в первом чтении основные параметры бюджета на 2015 год. Особых бурных прений и изображения того, что от парламентариев зависит «многое, если не почти всё» не было – видимо, думцы утомились одобрением «отменительных» поправок в городской устав и решили побыстрее всё принять и пойти по своим «настоящим делам».

Руководитель городского департамента финансов Андрей Прямилов озвучил основные цифры на 2015-й:  доходов в будущем году ожидается 13,7 млрд рублей, расходов – 14,2 млрд рублей, дефицит, соответственно, составит 515,5 млн рублей. С прогнозами на 2016 городской финансист был дерзко оптимистичен, почти совсем исключив дефицит (каких-то 85 млн рублей) при доходах 14,4 млрд рублей и точно таких же расходах. На 2017 год картина и вовсе нарисована особо сливочным маслом: доходы и расходы по 15,2 млн рублей, дефицит исчезает практически на глазах – 15 млн рублей.

Немного порадовав светлым будущим, Прямилов вернулся к суровому настоящему, сделав потрясающее по неожиданности для тех, кто следит за экономической ситуацией в стране, признание – «формирование бюджета на следующий год происходило в непростых условиях». За день до того в распространенных для СМИ материалах он был более пространен, объясняя, «в чем беда»: «В 2015 году город не планирует получать доходы «разового» характера. Так, среди них плата за право заключения договора на эксплуатацию рекламных конструкций. Сумма в этом году составляла 646 млн рублей. Также город не получит разовые платежи по налогу на доходы физических лиц — 238 млн рублей в 2014 году. Сокращаются в целом поступления от уплаты единого налога на временный доход. Наблюдается замедление роста валового внутреннего продукта как по Самарской области, так и по стране в целом».

Необходимо отметить и то, что относительно уровня 2014 года объем расходов на следующий год уменьшится на 1,37 млрд рублей, или на 8,8%. Добавлять же «это при том, что инфляция за год выросла в России едва ли не на 10%» уже как-то не хочется – есть риск запутаться во всех этих цифрах и процентах… Казна «кряхтит и жмётся», усыхая и пытаясь влезть в «прокрустовы штаны», диктуемые «сложной мировой политической и экономической ситуацией».

 

Непосильное обременение

И всё же, несмотря на то, что вслед за областной и федеральной экономикой, самарская «мачта гнется и скрипит», социальные обязательства в бюджете будущем по сравнению с текущим урезаны не особо. Статья «Образование» равняется 4,55 млрд рублей и составляет 32% всех бюджетных расходов, а есть еще «Спорт» (читай, Мундиаль) и другие. До пира во время чумы, конечно, ещё далеко, но нежелание даже немного «подсократить» такие не жизненно важные в условиях кризиса расходы вызывает недоумение.

Впрочем, на самом деле всё понятно, и даже если бы городские чиновники сто раз восхотели «почекрыжить» социальные расходы – «кто ж им дасть!». Не мэр Самары принимал «майские указы», а президент РФ, и не Дмитрий Азаров, а Николай Меркушкин бойко рапортовал о том, что по исполнению этих указов Самарская область чуть ли не впереди России всей. То же и со спортом (читай, Мундиалем) – Отечество, как говорится, не выбирают. Если что городские чиновники сами себе «накаркали», то это борьба за сокращение очередей в детские сады. Но сокращение этой строки «дурно поймут» и самарцы, которым Азаров задолго до своего отъезда в Москву все уши прожужжал о том, как «вот-вот мы её догоним и испарим, проклятую очередь», да и «вышестоящее начальство» опять же по головке не погладит.

В общем, ничего оригинального, у самарских чиновников тренд тот же самый, что и у «российских в целом» – в «бывшие тучные времена» надавали обещаний про «красивую жизнь», а теперь боятся, как бы весть о том, что «светлое будущее временно отменяется» не рассердила людей до «точки невозвратного кипения».

 

Глас вопиющего

Однако, судя по всему, полностью справиться с «наобещанным» самарской казне в следующем году таки не удастся. «Трубный вопль» буквально на следующий день после «принятия параметров» издал в Думе уже губернской первый вице-мэр Виктор Кудряшов. Он «презентовал» депутатам «социально значимые объекты», финансирование которых хотел бы «застолбить» в областном бюджете, начав с того, что на 2015-й «администрации Самары удалось учесть средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, расходы на содержание учреждений образования, поддержку ветеранов и инвалидов». Но есть 25 объектов, которые требуют субсидий из региональной казны.

Что это за неотложные по важности затеи? Ничего «выдающегося», банальные ремонты школ, реконструкции и строительства детских садов («затесались», правда, туда и три ДК, один парк и Аллея трудовой славы). То есть, если перевести слова Кудряшова с «эзоповского», то «мы вот всем педагогам зарплату, как требуется, повысим, но на всё остальное денег у нас уже не хватит!».

А вот дадут ли, да не всё, что самарские чиновники просят, а хоть что-нибудь – большой вопрос. Начнем, к слову, с того, что и в этом году Самара «скромно так» получила «вне плана» (то есть, не планируя в своём бюджете) из губернской казны 9,4 млрд рублей. Но на 2015 год примерно такой же сумме равен, к примеру, дефицит областного бюджета. Да и у федерального примерно те же проблемы. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты вообще высказались в том ключе, что ждать каких-то «подмог сверху» администрации Самары в 2015 году не стоит. Конечно, это не значит ещё жесткого «нет» – обычно внеплановые субсидии берутся из внеплановых доходов. Вот только вероятность того, что такие появятся в следующем году, пока стремится к нулю…

 

Михаил Барклай