Парадокс – большинство сотрудников ГИБДД никак не производят впечатление худых и голодающих, но вот проблема поддержания их штанов, по всей видимости, «стоит остро». Иначе как ещё разумно объяснить все те нововведения, с которыми теперь столкнутся автолюбители, желающие стать автоводителями.

 

Ради жизней на земле

Как и всё, и всегда в России, изменения делаются «ради великой пользы и всеобщего блага». Инициаторы изменений приводят статистику: в 2012 году на российских дорогах погибли 27 991 человек. Для сравнения: во всем Евросоюзе за тот же период жертвами аварий стали чуть больше 28 тысяч. Население ЕС — более полумиллиарда человек, в три раза больше, чем в России.

Правительство РФ хочет к 2020 году снизить смертность на дорогах почти на треть. Чиновники считают, что для этого нужно лучше готовить водителей и бороться с недобросовестными автошколами. И даже на вопрос «на самом деле виноваты автошколы?» ответ припасён заранее: каждая шестая авария происходит по вине людей, которые водят меньше 3 лет. Каждый восьмой погибший на дороге в 2013 году стал жертвой ДТП, спровоцированного начинающими водителями (статистика за 10 месяцев). За последние 2 года эти цифры постоянно растут.

Можно, конечно, остановиться на вопиющем лукавстве этой цифири. Потому что по ней 5 из 6 аварий совершают водители с уже приличным стажем, а 7 из 8 погибших в ДТП – именно их жертвы. И по идее, бороться надо не с небольшим процентом «брака» выпускников автошкол, а с «культурой (точнее, бескультурьем) поведения на дорогах» тех, кто уже давно чувствует себя за рулем «Спиди-гонщиком» или сразу пилотом «Формулы-1». Но…

Но «все мы прекрасно понимаем», что не для этого всего придумывались новые правила. А для чего – понятно всякому, кто начинает «знакомиться с прейскурантом»…

 

Участки «маленькие», деньги «небольшие»

Самое первое, оно же и не самое последнее – цена обучения. Она вполне официально вырастет – от 20 до 50 тыс. рублей, и «цены продолжат расти, потому что новые правила лицензирования требуют от автошкол больших затрат». Ну, например, одно из главных нынче требований к получившему лицензию «учебному заведению» – заасфальтированная площадка для вождения, с разметкой и светофорами, размером не менее 24 соток. Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов то ли неудачно пошутил, то ли на самом деле «живет в своём мире» – он назвал участок «небольшим». Видимо, цены на землю и хлопоты по ее оформлению это «не барское дело». Летом в Самаре сотка «ближе к центру» стоила около 200 тыс. рублей, то есть автошкола должна «сразу отвалить» никак не менее 4,8 млн рублей, да ещё ежегодно платить за них новый имущественный налог…

Впрочем, с новыми расценками – не пропадут. Тем паче, что правительство озаботилось тем, что конкуренцию практически ликвидировало – лицензии на обучение пока получили только 300 из 11 тысяч школ. Многие закрылись. После введения новых правил в некоторых регионах не осталось ни одной автошколы. То есть, у ворот оставшихся будет вечно стоящая очередь из желающих отдать свои 50 тыс. рублей за то, чтобы 3-4 месяца (да, сроки увеличились – но не все ж автошкольному коту Масленица) постигать… в основном теорию, ибо её курс увеличен до 2/3 срока обучения.

Но если кто-то думает, что «деньгопылесос» после попадания в заветные ряды «автошколяров» выключится – он наивно ошибается. Сейчас размер пошлины на получение новых прав – 800-1000 рублей. Но «в кулуарах» усиленно обсуждается (и не видно особых препятствий на пути этого обсуждения) ввести цену в 2000 рублей за каждый экзамен… Нет, уважаемые будущие автолюбители, не 4000 «итого», а 6000 – потому что «практику» разбили на две части, «площадка» и «город».

Теперь о «пользе для штанов»: выкладывание всех вышеперечисленных сумм ничего никому не гарантирует – если кто-то не сдаст все три экзамена с третьей попытки, его на месяц отправят «отдыхать». Правда, небольшую часть пилюли покрыли декоративным сахаром – положительная оценка за «теорию» теперь будет действительна не три месяца, а шесть.

Ну и о самом главном – будет ли побеждена такими хитроумными способами коррупция? Один автосайт честно отвечает: «Неизвестно. Сами по себе правила не решают проблемы коррумпированности этой сферы. Очевидно, купить права станет сложнее и дороже — к цене прибавится стоимость полного курса обучения». Правда, затем добавляет, что с уменьшением числа автошкол коррупцию «будет проще контролировать». Ну, кому-то да – сотрудникам ГИБДД, конечно же, «вести дела» будет намного проще. Но кто сказал, что они будут заниматься борьбой с коррупцией, а не ею самой?..

 

Живите, как хотите

Ну и напоследок – о «местной специфике». В конце октября в СМИ Тольятти раздался вопль ужаса – в городе лицензии на обучение по новым правилам получили всего две автошколы! Правда, после праздников ГИБДД «успокоила» будущих автолюбителей – в области-де есть нынче целых 15 автошкол…

Цифры-то на самом деле жуткие. В Самаре автошкол осталось всяко больше, чем в Тольятти, и за вычетом этих городов – сколько остается на всю остальную губернию? Ну, хорошо, жители Новокуйбышевска или Чапаевска смогут, истребив в своей жизни еще несколько часов на дорогу туда-сюда до областного центра, кое-как «проучиться» там. А как быть жителям «отдаленных окраин»? Приезжать в Самару, селиться на 3-4 месяца в гостинице или на съёмном жилье и учиться, учиться и учиться (как завещал великий Ленин)? А кто им, кстати, даст такой большой отпуск (чего уж тут говорить о пошлых деньгах)?..

В общем, как обычно – в новых законах отработана, проработана и переработана та часть, в которой с человека берут деньги. Всё остальное, видимо, будет «докручиваться» вручную «потом когда-нибудь» методом «ссадин и шишек».

                                                                          

Михаил Барклай