Идея застроить Самарское Заречье будоражила умы не одного поколения самарских бюрократов. В 2008 году она приняла реальные формы – появился московский застройщик, ударили по рукам и подписали договор… А спустя шесть лет областное министерство строительства прилагает массу усилий, чтобы окончательно «сковырнуть» из-за реки Самары бывшего «благодетеля».

 

За Самарой для нас земля есть!

Идея возведения новых районов Самары за одноименной рекой – не «новорожденное дитя», а уже практически бабушка. Еще в 1967 году появилась мысль об освоении левого берега реки Самара. Но лишь в 1982 году институт «Куйбышевгорпроект» разродился конкретным проектом, и после его принятия были даже начаты работы по намыву грунта. Однако падение «режима исторического материализма» отправило эти планы на дальние полки, хотя идея периодически всплывала, вынося наверх очередных желающих ею заняться. Но, увы, ничего конкретного так и не получалось.

Так всё и продолжалось вплоть до 2008 года, когда администрация Владимира Артякова выставила на аукцион право аренды участка в 218 га в Самарском Заречье – с условием его застройки. Инвестор определен не был, так как торги не состоялись: единственная компания, подавшая заявку, волгоградское ООО «Мегаполис», не была допущена к участию. Повторный аукцион состоялся 5 июня 2008 года. Борьба развернулась между московскими ООО «Истфилд Девелопмент» и ООО «Жилстрой». Последнее предложило за аренду 135,6 млн рублей, пообещало выстроить за 10 лет 625 тыс. м2 и было признано победителем.

Однако зимой 2010 года «Жилстрой» объявил, что не сможет выполнять работы (так и не продвинувшиеся до тех пор далее некоего абстрактного проектирования) из-за «сложной финансовой ситуации». Эксперты отмечали тогда, что аукцион московская фирма выиграла на пике роста цен на жилье, явно рассчитывая на большие прибыли от вложений в строительство. Но, как известно, грянул кризис, и строительная отрасль (на время) из весьма прибыльной превратилась в очень убыточную. Особенно в Самарском Заречье, где за 25 лет ситуация особо не поменялась – необходимость сложных работ по намыву грунта как была, так и осталась.

 

Жизнь и приключения одного проекта

Однако, как известно из собрания русских народных пословиц и поговорок, назвался груздем – полезай в кузов (если, конечно, не предпочитаешь лезть в кузов «автозака»). И в июне 2011 года «Жилстрой» (оказавшийся в неприятной ситуации собаки, которая не может разгрызть кость, выплюнуть которую жалко) осилил-таки проект застройки Заречья, каковой и был представлен на суд самарского градостроительного совета. Надо сказать, «жилстроители» мало в чем себе отказали в своем документе – например, предусмотрели строительство аж двух дополнительных мостов, при реконструкции двух уже существующих, на Водников и Южном шоссе. Сам район был спланирован «разноуровневым» – от 10-этажных и 6-этажных домов до кварталов индивидуальных коттеджей. В итоге, «несмотря на множество вопросов, возникших у участников градостроительного совета, проект признали перспективным и направлили на детальную проработку».

Проработка шла ни шатко, ни валко до самого февраля 2013 года, когда «грянул небольшой гром местного значения» – представленный на публичные слушания по смене зонирования проект был «тутошними жителями» отвергнут. Ибо предусматривал слишком мало «зеленых» зон, а дома планировалось строить слишком близко к озерам, на которых обитают цапли, за участь которых жители сильно переживали. Представитель «Жилстроя» тогда сильно возмущался и намекал на «нечестную игру»: «…До нашего проекта голосовали за смену зонирования какие-то студенты, и решения принимались положительные. Видимо, тоже нужно было привести людей, но мы хотели решить вопросы по-честному!»

Впрочем, несмотря на плачевный исход слушаний, городская комиссия по застройке и землепользованию 4 марта 2013 года проект поддержала. Но то ли рана, нанесенная самолюбию московских застройщиков была столь болезненна и кровоточаща, то ли они с самого начала планировали сделать «мину при плохой игре» и воспользоваться первым же поводом – в июле все того же 2013 года «Жилстрой» объявил о том, что отказывается от планов застройки Самарского Заречья и «скромно» просит областной Минстрой вернуть те 135,6 млн рублей, которые были выплачены по итогам аукциона в году 2008-м.

 

Все в суд

Правда,  к тому времени областное министерство и московская компания уже года два как выясняли отношения в арбитражном суде. В 2011 году Минстрой пытался в московском арбитраже инициировать дело о расторжении договора с этой фирмой, мотивируя свое желание просрочками «жилстроителей» по арендной плате. Суд отклонил иск, найдя, что не были использованы все механизмы досудебного урегулирования. А «Жилстрой» ответил двумя встречными исками – отменить итоги аукциона и «вернуть» ему 135,6 млн рублей, а также признать договор недействительным с самого начала, потому что не было указано «обременение третьих лиц» (на участке находились сооружения «Водоканала») – и опять-таки вернуть «уплоченное».

Утомительные «бодания» завершились в январе уже нынешнего, 2014 года, когда арбитраж вынес решение договор расторгнуть из-за отсутствия в нем пункта про «обременение», а также потому, что участок в 2008 году не относился к зоне жилой застройки (отчего и возникли проблемы с публичными слушаниями – и в договоре это тоже не было указано). А «Жилстрой», в свою очередь, был обязан вернуть два земельных участка на этой территории, переданные незаконно третьим лицам. И уже появились сообщения о том, что Самарское Заречье намерено теперь застраивать СОФЖИ.

Разбирательства завершились бы – если бы Минстрой не «закусил удила» и уже в начале июля не обвинил «Жилстрой» в «разрушении ландшафта и незаконном вывозе песка с участка» – ни много, ни мало, а на 7 млрд рублей. Московской фирме оставалось лишь «вынуть запыленный аргумент» – буквально вчера в суде началось очередное рассмотрение её просьбы «вернуть взад» 135,6 млн рублей… И похоже, одной только богине арбитражного правосудия известно, сколько еще песка и чернил будет истрачено в этой канцелярской войне.

 

Дмитрий Копалиани