Вынужденный корпоративный отпуск на три недели, презентация новинок, массовые сокращения работников, создание собственного внутреннего телевидения , болезненное и неостановимое падение продаж – всё это новая актуальная реальность крупнейшего отечественного автоконцерна. По данным «Спарк-Интерфакс», чистая прибыль концерна за 2013 год составила 6,899 млн.руб. Но, несмотря на очевидную убыточность производства, интернациональные топ-менеджеры автогиганта самоуверенно заявляют о планах увеличения доли рынка до 20% и укреплении бренда LADA.

В рамках стагнирующего авторынка многие производители вынуждены сокращать производство или просить помощи у государства. По мнению экспертов, господдержка автомобильной отрасли отчасти могла бы поддержать падающий рынок, но с условием, что само производство должно перестроиться на новый тип работы. Так, по информации пресс-службы тольяттинского завода, на встрече в начале недели президента АвтоВАЗа Бу Инге Андерссона и представителя Минпромторга, директора департамента транспортного и специального машиностроения Александра Морозова, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] который посетил автогигант с рабочим визитом, состоялось обсуждение реализации мер господдержки автомобильной отрасли. Конкретно было оговорено решение назревших проблем концерна.

«Я вижу, что у АвтоВАЗа с приходом Бу Андерссона наступил период второго рождения. Предприятие набирает энергию для развития, и здесь важно не останавливаться. Наше министерство готово оказать поддержку перспективным проектам ОАО «АвтоВАЗ»- с дежурным оптимизмом резюмировал представитель Минпромторга Александр Морозов.

По мнению экспертов, сокращение объемов своих разработок и переход на платформы альянса экономически выгоден компании. И на первых порах это поможет снизить убытки. Напомним, что в рамках собрания акционеров ОАО «АвтоВАЗ», состоявшегося 26 июня этого года, были подведены итоги деятельности компании за прошлый год, и был избран новый состав Совета директоров во главе с Карлосом Гоном, президентом альянса Renault-Nissan. В связи с продолжающимися изменениями вектора развития концерна встаёт вопрос о том, насколько выверенным и «правильным» является «французская революция» на АвтоВАЗе, по сути, трансформирующая автогигант в сборочное производство.

Сегодня АвтоВАЗ выпускает сравнительно небольшое количество вазовских моделей. Содержание большого числа работников в этих условиях необоснованно. Всего за первое полугодие штат был сокращен на 5100 человек. Как сообщалось на предприятии ранее, за 2014 год общее количество сотрудников сократится на 18,7%, что составит 12,3 тысячи человек. По мнению члена комитета Совета Федерации по экономической политике Константина Титова, автоконцерн вступил на новый тип организации и поэтому сокращения кадрового состава вполне объяснимы. «ООО «АвтоВАЗ» не может превратиться в сборочное производство. Сейчас идет активное развитие вазовских моделей по линии Lada Granta-Kalina. Планируется запуск новых. Всё это говорит о том, что концерн не планирует прекращать научно-технические разработки собственных моделей» - успокаивает он.

Однако, как считают аналитики, существует совершенно определённая опасность торможения развития «АвтоВАЗа» при отказе от собственных разработок и ориентации только на сборку. «Сегодня идет оптимизация расходов компании. Переход на новые платформы показал, что это способствует снижению издержек. Сокращение штата как вынужденная мера может поддержать концерн. Но переход только на сборку существенно снизит потенциал развития», - сообщает Олег Душин, старший аналитик  ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».

Проблемами «АвтоВАЗа» озабочены и  представители профсоюзной организации автоконцерна. Ведь это не только сокращение кадров, пополнение числа безработных, но и снижение условий труда остальных работников. «Мы давно уже просим государство обратить внимание, что флагман отечественного автопрома превращается в отверточное производство. Сокращение штата сотрудников это показатель развала мощного производства. Сегодня мы обеспокоены положением работников», - сообщает глава независимого профсоюза «Единство» ОАО «АвтоВАЗ» Пётр Золотарев. Проблемой, по его мнению, стало и создание телевидения «ПРОМ-ТВ», которое носит откровенно пропагандистский характер. В новых условиях профсоюзы могут полностью потерять способность регулировать трудодень, условия работы и уровень зарплат.

Полный переход на платформы альянса может поставить под вопрос и деятельность производителей и дилеров автокомпонентов для вазовских моделей. Если дилеры еще могут переориентироваться в зависимости от спроса, то заводы-производители могут столкнуться и уже сталкиваются с непреодолимыми трудностями. По мнению аналитика «Автостат» Сергея Удалова, сегодня производство вазовских автомобилей сравнительно невелико, поэтому экономически невыгодно содержать производство автокомпонентов для вазовских моделей. «С переходом на новые платформы производства автомобилей закупка иностранных автокомпонентов - неизбежная мера», - убеждён он.

На фоне изменения вектора работы ОАО «АвтоВАЗ» продажи вазовских автомобилей стремительно сокращаются, а вот другие марки альянса пострадали не так сильно. По данным комитета автопроизводителей АЕБ, продажи автомобилей группы  LADA за январь-июнь просели на 15%. Сильнее всего пострадала Priora с 22 тысячами проданных единиц, продемонстрировав падение на 19%. Только за май ее продажи снизились на 31%. А вот Nissan заметно подрос, прибавив 29%.  На этой волне эксперты прогнозируют дальнейшее спад уровня продаж семейства LADA до 20% и устойчивый спрос на остальные модели альянса.

 

Валерия Золотухина

 

Фото пресс-службы правительства Самарской области