Подразделение российской рекламной компании Vi (ранее – «Видео Интернэшнл») провело для специализированного федерального издания в области рекламы, маркетинга и PR Sostav.ru исследование рекламного рынка Самары. «Засекин» решил представить наиболее интересные и показательные факты и цифры, характеризующие так называемый «медиаландшафт» областной столицы.

 

Носители: телевидение, «наружка», пресса, Интернет

Телевидение. «Телевизионные предпочтения жителей Самары немногим отличаются от общероссийских. Так, первое место по собираемой аудитории уже не первый год занимает телеканал Россия 1, что наблюдается и в некоторых других регионах (к примеру, в Новосибирске). В остальном ТОП телеканалов не сильно отличается от показателей по регионам».

Аудитория самых популярных телеканалов распределилась так (на 1 квартал 2014 года): Россия 1 (ГТРК «Самара») - 15,85%, Первый канал – 15,49%, НТВ – 10,34%, СТС – 6,47%, ТНТ («Скат») – 6,47%, РенТВ («Терра») – 4,99%. По сравнению с 1 кварталом 2013 года аудитория всех этих каналов продолжает сокращаться, кроме Первого – у него она выросла примерно на 2%.

«Наружка». «Основная доля (79%) рекламных поверхностей приходится на региональных операторов. На фоне всех региональных операторов выделяются два крупнейших: агентство «Капитал» (КАПИТАЛ-ГРУПП), которое, в отличие от подавляющего большинства региональных операторов, обладает широким спектром рекламоносителей различных форматов, и «Real city»- агентство не раз было замечено в незаконной установке рекламных конструкций».

Соотношение региональных операторов и крупных сетевых на конец 2013 года: CIT [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации]Y-форматы (остановки, павильоны) – 53% и 47%; пиллары (двух- и трехсторонние стоящие конструкции) – 29% и 71%; крупные форматы – 80% и 20%; прочие форматы – 100% регионалы; щиты 3х6 – 85% и 15%.

Пресса. В анализе прессы любопытнее всего доли, занимаемые изданиями разной направленности на рынке. Рекламные – 36%, общественно-политические – 28%, информационно-аналитические – 9%, деловые – 6%, информационно-развлекательные – 15%, специализированные – 6%. Всего насчитано около 50 «не мертвых»,  постоянно функционирующих печатных СМИ.

Крупнейшими интернет-площадками в исследовании названы 63.ru, PROgorodsamara.ru, SamRU.ru, Samara24.ru, Samarskie-roditeli.ru и ВолгаНьюс.рф

«Доля региональных рекламодателей, размещающихся через локальные агентства на телевидении, составляет всего лишь 20%, более 80% рекламодателей размещаются напрямую (без участия агентств). Тогда как подавляющее большинство «московских» рекламодателей (85%) размещаются через агентства.

Удручающая картина с региональными агентствами связана с отсутствием у многих местных рекламодателей понимания функции агентств как оптимизаторов рекламных затрат. Отсутствие спроса со стороны рекламодателей в свою очередь приводит к ухудшению клиентского сервиса и профессиональной компетенции региональных агентств».

 

«Платители»: рекламные доходы и бюджеты

«По итогам 1 кв. 2014 года рекламный рынок Самары вырос на 7% и составил 450 млн. руб. без НДС. На три самых крупных, и в целом, сопоставимых по объему сегмента (телевидение, наружная реклама и прессу) приходится примерно 3/4 всех рекламных бюджетов в городе. На другие сегменты (радио, интернет, другие медиа) приходится чуть больше четверти».

В процентном соотношении картина выглядит так: телевидение – 28%, «наружка» – 25%, пресса – 21%, радио – 9%, Интернет – 9%, другие медиа – 7%.

Для примера – телевидение. Доля московских и местных рекламодателей: на федеральных каналах (Первый канал, Россия 1, НТВ, СТС) – 56% и 44%; на сетевых (Домашний, Пятый канал, Перец, ТВ Центр) – 58% и 42%, на локальных («Вести-Самара», РЕН-ТВ («Терра»), «Терра» (Россия 2), ГТРК Самара, «Скат (ТНТ)») – 19% и 81% .

В топ-10 товарных категорий на телевидении первое место занимают «торговые организации». Рост объёма на 11% обеспечили магазины по продаже парфюмерии и косметики (Yves Rocher и РИВ ГОШ), которые в 1 квартале 2014 года запустили свои рекламные кампании. На втором месте «медицина и фармацевтика», 14% роста обеспечили рекламодатели биологически активных добавок (БАДов), увеличившие свои бюджеты более чем на 60%, небольшую (4%) положительную динамику показали и рекламодатели лекарственных препаратов. Третью позицию занимают «продукты питания», но объемы их рекламы за год упали на 11%.

Аналогичный топ-список для наружной рекламы отличается от представленного на телевидении. Схожа только первая позиция - категория «торговые организации». Положительную динамику (+18%) этой категории обеспечили крупные продуктовые сетевые магазины и магазины бытовой техники и электроники. «Легковые автомобили» - вторая по объему категория Рост обеспечили рекламные кампании автодилеров и производители. Третья позиция – «досуг, развлечения, туризм».

 

Итого

Ну а итоговые выводы исследования можно просто процитировать (автор не стал «растекаться мыслию», предпочтя деловую краткость):

«…В случае благоприятных внешних условий и сохранения текущей экономической обстановки в регионе можно ожидать рост медиарекламного рынка на 5-9%.

Наружная реклама является самым интересным сегментом с точки зрения дальнейшего развития. На сегодняшний день мы видим, что правительством области предприняты все шаги на пути к упорядочиванию сегмента, последними на очереди остались торги, которые внесут свои изменения в ситуацию на рынке.

После регион ожидает уменьшение рекламных площадей, за ними уменьшится и количество игроков, что неизбежно повлечет за собой увеличение стоимости рекламной поверхности, как это произошло в других городах, где аукционы завершились (Москва, Нижний Новгород, Красноярск). В указанных регионах цены возросли более чем на 40%, подобного роста можно ожидать и в Самаре. Рост цен в сегменте наружной рекламы окажет влияние на распределение бюджетов рекламодателей по медиа, в частности, увеличится доля телевидения и интернета».

Подготовил Дмитрий Копалиани