Идея строительства второй ветки метро в Самаре перестала быть чем-то воздушным и призрачным – официально определена компания-проектировщик, утвержден срок, в который она должна уложиться, и сумма, которая будет ей заплачена. А вместе с тем стартовала и кампания «народного обсуждения» того, правильно ли себе представляют «отцы города» откуда, куда и как должно двигаться самарское метро.

 

Хорошо не забытое старое

Итак, чётко «проговорено и прописано»: в Самаре будут строиться три новые станции метро – «Вокзальная», «Клиническая» и «Карла Маркса». Именно за их разработку возьмётся компания «Волгатрансстрой-проект», победившая в нелегком конкурсе фирму «Оферта-Диалог» из Владивостока (нет, серьезно кто-то рассчитывал, что с конца света приедут суровые дядьки, чтобы пыхтеть на самарских улицах с теодолитами и прочим геодезическим инструментом, да ещё всего за 20 млн руб.?) и малоизвестную, хоть и местную, организацию «Терра», заломившую самую высокую цену на аукционе. В общем, как в популярной рекламе периода «дикого капитализма» – при всем богатстве выбора «другой альтернативы» не было.

Так вот, «Волгатрансстрой», знаменитый своим долгостроем (уж простите за каламбур) «Алабинской» и препирательством из-за него с областным правительством в прошлом году, спроектирует то, что громко названо уже «второй веткой самарского метро» за 4,5 месяца и 72,8 млн руб.

Хотя на самом деле никакой «целины» пахать не придется, и «с нуля» ничего поднимать не нужно. Проект существует довольно давно, и доказательством тому публикация от 8 февраля 2007 года в «Самарской газете», где «вторая ветка» (на всех картах и схемах обозначаемая синим цветом, в отличие от «первой красной») была расписана по станциям вплоть до 18-го километра. И начиналась она именно что с «Вокзальной», «Клинической» и «Московской-2» (обозначенной как пересечение проспекта Карла Маркса и улицы Юрия Гагарина). Сложно, конечно, сказать, насколько далеко именно тогда продвинулись изыскательские работы, но готовность нынешнего победителя конкурса «сделать всё» менее чем за 5 месяцев говорит о том, что «изыскано» было явно «многое».

 

Ей в другую сторону

Но как только в губернских СМИ появились сообщения об этих грандиозных «новых старых» планах, была «вызвана к жизни» волна комментариев, от простых самарцев до экспертов (и даже «экспертов»). И «разбивалась» эта волна на два больших «информационных потока».

Во-первых, СМИ и Интернет запестрели рассуждениями о том, с того ли «конца» взялись губернские «метростроевцы» за вторую очередь «подземки». Смущают обитателей нашего города два аспекта. Целесообразность станции у железнодорожного вокзала понятна всем, и споры уместны лишь о том, с какой стороны путей ее строить (у стадиона «Локомотив» или на улице Нижнехлебной). Но вот две другие станции, «Клиническая» (пересечение улицы Владимирской и проспекта Карла Маркса) и «Карла Маркса», расположены не в самых «густозаселенных» местах – кое-кто саркастически написал о том, что выходящие и входящие там «гости столицы губернии» будут видеть лишь гаражи да бывшие заводы. Да и с точки зрения «движения пассажиров» они всего-навсего сэкономят время (в основном из-за отсутствия пробок, в которых стоит общественный транспорт «снаружи») добирающимся от вокзала до улицы Гагарина, но совсем ничем не помогут тем, кто с этой же самой Гагарина в «час пик» с большим трудом пытается попасть во все остальные места города.

Второй «смущающий аспект» состоит в том, что куда логичнее выглядит начало строительства второй ветки «с другого конца» - со станций «18-й километр», «Ташкентская», «Ипподром» и далее по Московскому шоссе. Это крупнейшие в Самаре новостройки и «спальные районы» («Кошелев», «Приволжский» и пр.), где на самом деле существуют «проблемы людей», убивающих ежедневно массу времени и нервов на проезд «туда-сюда». Причем, как совершенно справедливо замечают некоторые самарцы, в этих районах метро не обязательно копать – его вполне можно пустить «сверху», «надземкой».

Да и на самом деле, если какую магистраль в Самаре и требуется разгрузить, так именно что Московское шоссе. «Лично бы на метро ездил тогда, оставив свою машину!» - восклицает один из самых эмоциональных комментаторов. Но по новому проекту туда теперь из перехода с «Московской-2» (которая «Карла Маркса») на «Московскую» народ еще будет «подваливать», штурмуя троллейбусы, автобусы и маршрутки.

 

Мундиаль против традиций

Вторая часть «мутной волны комментариев» посвящена самарской вариации на «извечно российскую» тему «легко предание, да верится с трудом». В озвученное вроде бы «почти официально» намерение выстроить «всё это» к Мундиалю 2018 года почти никто не верит. И вправду – самарское метро строится уже примерно 35 лет, и в среднем новые станции сдавались раз в 3-4 года. А теперь все мы вдруг должны поверить в то, что за оставшиеся четыре года какие-то неизвестные никому «стахановцы» неизвестно на какие средства (только на проектирование потребуется 72,8 млн руб.!) возведут целых три! Как говорил один из любимых в прошлом «культурных героев советского народа» Константин Станиславский: «Не верю!»

Так что остается пока лишь согласиться с автором еще одного грустного (в чем-то даже ностальгического) комментария: «Станцию «Московскую» строили 20 лет, «Российскую» 15 лет, «Алабинскую» строят уже 7 лет, и неизвестно, сколько еще будут – так что когда и как построят целую ветку, я думаю должно, волновать не нас, а наших детей, а может и внуков».

Дмитрий Копалиани