Экономика

Конец самарской речной империи

Эксперты ИА «Засекин» предупреждают об угрозах переноса речного порта

Конец самарской речной империи

Специалисты называют Самарский речной порт одним из самых мощных и оборудованных на Волге. Однако предприятие областные власти планируют перенести со стрелки рек Волги и Самары для того, чтобы на его месте устроить «тематический парк» и Дворец бракосочетаний. Между тем именно размещение грузового порта на стрелке рек называют его основным преимуществом. Перенос же порта может означать его полное уничтожение, потому что, во-первых, в Самарской области нет более подходящего места для его размещения, а во-вторых, это может  стоить бюджету более сотни миллиардов рублей.

 

Размещение грузового порта на стрелке рек, со свободным выходом как на Самару, так и на Волгу, специалисты называют большим логистическим преимуществом предприятия. «И переносить речной порт с этого места - большая глупость, - рассказал ИА «Засекин» бывший заместитель руководителя ОАО «Самарский речной порт» Владимир Квартальнов. - Каждый солидный город должен иметь собственный речной порт. Самарскому порту летом исполнилось сорок лет, он успешно работает. А в будущем, когда грузопоток по Волге увеличится, он будет остро необходим».

Порт, где работают около 500 высококвалифицированных специалистов, оснащён железнодорожными путями, автодорогами и современной механизированной техникой. На самарском предприятии - единственном на Волге - имеется кран, способный поднимать до 100 тонн груза.

 

Переносить - не переносить

Перенос предприятия, по мнению экспертов, будет стоить бюджету десятки, а может, и сотни миллиардов рублей, а окупиться эта задумка не сможет ни при каких условиях - от переноса экономическая деятельность предприятия может только пострадать. Переносить порт придётся со всей инфраструктурой, а это – причальные стенки и железная дорога. При этом, сегодня износ действующего предприятия составляет всего 24%.

«На территории порта расположена канализационная станция перекачки, которая обслуживает Куйбышевский район. Её тоже придется переносить, - рассказал г-н Квартальнов. – Новый порт придётся строить «с нуля» - а это грандиозные расходы, миллиарды рублей».

Специалисты опасаются, что Самара может совсем лишиться грузового порта, так как планы о демонтаже не сопровождаются сколь бы то ни было ясной картиной его дальнейшего существования.

«Порт нельзя переносить до тех пор, пока не появится новый порт. Потому что иначе его просто уничтожат, - считает председатель Центрально-Западно-Сибирской территориальной организации Российского профсоюза моряков Вячеслав Анохин. – Его нужно оставить на месте и реконструировать. Построить подобное сооружение – это очень дорого, и эти деньги лучше направить на модернизацию существующего предприятия. Там только причальные стенки обойдутся в сотню миллиардов рублей. И я боюсь, что если старый порт разрушат, новый так и не построят - не на что будет».

Речники переживают и за судьбу профессионального состава Самарского речного порта. Сначала около 500 специалистов лишатся работы, а потом, в случае, если порт всё же перенесут на новое место, предприятие просто не сможет набрать людей такого же уровня.

«Когда предприятие переносится в другой город, больше половины специалистов не переезжают, остаются на старом месте, где они живут. А это очень ценные кадры, с богатым опытом на специфической работе. В случае с перемещением порта будет очень сложно найти таких специалистов» - считает Владимир Квартальнов.

 

Дай ответ, куда несёшь?

Министр имущественных отношений Юлия Степнова, летом прошлого года вошедшая в состав совета директоров ОАО «Самарский речной порт», заявила, что в качестве базового варианта рассматривают перенос самарского предприятие в Сызрань – на территорию местного речного порта. Однако эксперты уверены, что ни эта, ни любая другая площадка в Самарской области не могут стать достойной заменой стрелке рек, где сегодня находится порт.

«Сызранский порт сам-то нельзя развивать на том месте, где он стоит, потому что там недостаточные глубины и неудобный канал. В Тольяттинском порту тоже недостаточная глубина, туда не каждое судно может подойти. У нас же глубина у причальной стенки составляет 4 метра, этого достаточно, чтобы принимать крупные грузовые суда, - рассказал Вячеслав Анохин. - Стрелка рек – это оптимальное место для размещения порта. Через несколько лет Волга откроется для прохождения иностранного флота, о чём уже есть реальные соглашения, и тогда, если у Самары не будет собственного грузового порта, мы потеряем миллиарды».

Президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко также считает стрелку рек оптимальным местом для расположения грузового порта.

«В Самаре порт можно перенести либо на Барабошину Поляну, либо в Студёный овраг, но всё это - окраина города, и не так удобно, как стрелка. Выносить порт из города – вообще не вариант. Потому что чемпионат мира пройдёт, а мы останемся жить без речного порта, и будем нести реальные экономические потери», - рассуждает финансист.

 

О пассажирах не подумали

Как пояснили специалисты по речным перевозкам, ООО «Самарское речное пассажирское предприятие», принимающее пассажирские корабли на речном вокзале на улице Максима Горького, является дочерней компаний ОАО «Самарский речной порт».

«В случае демонтажа грузового порта вместе с ним пострадают и пассажирский вокзал, и пассажирское речное предприятие, потому что это – дочерняя компания порта, и вообще пассажирские перевозки на Волге», - уверен г-н Анохин.

«Вокзал, стенка, вероятно, останутся на старом месте, но судьба пассажирских перевозок непонятна, - рассуждает Владимир Квартальнов. - Куда будет уходить на ремонт пассажирский флот? Где он будет отстаиваться зимой? Потому что гавань, где флот зимовал раньше, отдана в частные руки, и там сегодня размещаются парусники и яхты».

За пассажирские перевозки переживает и Дмитрий Яковенко. Он отмечает, что исторический центр Самары – это её единственная туристическая достопримечательность, и люди, приезжая по Волге в Самару, оказываются сразу же в «сердце» города, где могут оценить памятники архитектуры. В случае уничтожения речного вокзала реставрация исторического центра теряет часть своей актуальности, потому что туристы, прибывающие по реке, уже не смогут его оценить.

«Туристам придется трястись через всю Самару, чтобы оказаться в старом городе. Я думаю, что люди, которые собираются переносить порт, просто отмывают деньги на этом проекте. Потому что в этом переносе нет никакого смысла», - уверен Яковенко.

 

Деньги под воду

На месте Самарского речного порта, напомним, планируется размещение рекреационной зоны – парка, конгресс-центра, Дворца бракосочетаний и элитного жилья. Между тем, эксперты уверены, что на стрелке рек Волги и Самары нельзя строить таких капитальных объектов, о чём руководству области говорят ещё с 2011 года, когда здесь хотели разместить футбольную арену.

«Это очень опасно – строить на этом месте, – считает главный гидротехник ОАО «Самарский речной порт» Алексей Хотимский. - Порт находится в низкой пойме, при этом уровень воды во время паводка в последние годы выше на 12 м. Все построенное там уйдет под воду».

«Сейчас Самарским речным портом управляют люди, далекие от реки, не понимающие специфику портового дела», - резюмирует Владимир Квартальнов. А Вячеслав Анохин рассказал корреспонденту ИА «Засекин», что уже сейчас готовит письмо в министерство транспорта Самарской области, в котором попытается объяснить чиновникам, почему нельзя переносить предприятие и оставлять город без грузового порта.

 

Татьяна Святкина

    06 февраля 2014, 14:01 4982 0

    Теги: Самарский речной порт, Владимир Квартальнов, Вячеслав Анохин, Юлия Степнова, Дмитрий Яковенко, Алексей Хотимский, стрелка рек,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()