Совет безопасности РФ до конца года планирует рассмотреть вопрос о возобновлении экспортных поставок в США ракетных двигателей НК-33, которые производит самарское ОАО «Кузнецов». Продолжение экспорта в США ракетного двигателя РД-180 и целесообразность возобновления поставок НК-33 решено рассматривать пакетно, поскольку речь идет о двигателях взаимозаменяемых и конкурирующих друг с другом. Об этом сообщают сегодня «Известия».

Напомним, что в июле этого года ОАО «Кузнецов» посетили с рабочим визитом представители корпораций Orbital Sciences Corporation и Aerojet. Американцы заявляли о планах сотрудничества с самарским заводом и готовности подписать контракт на поставку модифицированной версии двигателя НК-33.

Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, но то были законсервированные еще в 1970-х экземпляры, доставшиеся компании Aerojet по цене в $1 млн за штуку. Американцы вместе с российскими разработчиками из ОАО «Кузнецов» адаптировали их, в результате чего появился модифицированный двигатель AJ-26, уже два раза успешно слетавший в составе ракеты Antares.

Напомним, что НК-33 создавался как маршевый двигатель первой ступени ракеты Н-1 советского носителя сверхтяжелого класса, которым планировали выводить на орбиту целые орбитальные комплексы, а позже и проектируемый лунный корабль. В 1974 году Совет обороны СССР принял решение прекратить работы над Н-1 и создаваемыми для него двигателями. Несколько десятков уже собранных к тому моменту НК-33 распорядился законсервировать генеральный конструктор Николай Кузнецов. Об этих двигателях вспомнили в начале 1990-х — летом 1993 года американская компания Aerojet заключила договор о сотрудничестве по использованию НК-33 на американских носителях.

Официальной позиции «Роскосмоса» о том, целесообразно ли возобновление экспортных поставок в США, пока не прозвучало. Глава «Роскосмоса» Олег Остапенко заявил, что космическое агентство займет определенную позицию по отношению к экспорту двигателей несколько позднее.