У представителей СМИ стало еще меньше прав по наблюдению за процессом «всенародного голосования» по поправкам к Конституции, которое состоится (если коронавирус не начнет внезапно вторую волну) 1 июля текущего года.

Центральная избирательная комиссия изменила пункт 11.14 в «Порядке голосования», и теперь журналисты не смогут «визуально знакомиться» с рассортированными после голосования бюллетенями. Формально никакого нарушения вроде бы нет, потому что в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» журналист не входит в список лиц с таким правом. Но если учесть то, что голосование по сути не является референдумом и вызывает некоторые сомнения в плане легитимности, то напрашивается предположение, что поправка Центризбиркома — лишь дополнительное «закручивание гаек» для ограничения общественного контроля за процессом. Эту мысль развивает правозащитница и координатор общественного движения «Голос» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]Людмила Кузьмина.

— Сегодняшнее урезание прав журналистов — это одна из тех вещей, которыми обставлено «всенародное голосование», и которые говорят об одном — абсолютно сознательном нежелании делать этот процесс публичным, подконтрольным самим гражданам. И в рамках этого нежелания принимаются различные меры для исключения любого общественного наблюдения. «Закручивание гаек» для СМИ при голосовании по изменениям Конституции — лишь часть большого «закручивания», которое идет давно, и теперь просто оформят законодательно, чтобы никто потом не ссылался на всякую Конституцию. И получится, что мы словно охраняли город и открыли его ворота завоевателю. Народу, который по Конституции у нас источник власти, этим «всенародным голосованием» и его процедурами плюнули в лицо, чтобы он наконец понял, что никто его никаким источником не считает, — рассуждает собеседница «Засекина».

Конечно, кроме журналистов на избирательных участках остаются наблюдатели, но поскольку, по словам нашей собеседницы, это в основном подневольные бюджетники, у которых от государства зависит место работы, а также волонтеры от «Единой России», то напрашивается предположение, что воспринимать всерьез такой «гражданский контроль» не стоит.

У журналистов остаются все остальные права, но, учитывая то, что раньше осмотры бюллетеней периодически выявляли подлоги, то становится понятно, что СМИ лишили серьезного контролирующего инструмента, и все, что сказано выше г-жой Кузьминой, скорее всего, именно так и есть.