Представители Министерства образования Самарской области, отчитываясь о результатах устного испытания девятиклассников по русскому языку, отметили, что более 30% испытуемых плохо справились с пересказом текста и примерно столько же не смогли выстроить двух-трехминутный текст по заданной теме. 

О том, почему ситуация в образовании и, в частности, в обучении школьников русскому языку и литературе, складывается столь плачевно, «Засекин» побеседовал с литературоведом, литературным критиком, писательницей, доктором филологических наук Ириной Саморуковой. Собеседница «Засекина» полагает, что причина кроется в способах преподавания литературы. 

— Я думаю, что причина того, что школьники плохо пересказывают текст, кроется в наборе текстов школьной программы. Об этом говорят педагоги, ориентированные на положительные изменения, подготовку современного человека. Школьную программу — фабулу, сюжеты классики — они не воспроизведут, потому что им это непонятно и глубоко чуждо, это я неоднократно проверяла. Это не значит, что классику мы должны радикально выкинуть, хотя и такой вопрос — о пересмотре самого набора текстов и включении туда большого количества современных текстов, понятных детям, — тоже стоит, — поясняет эксперт. 

Но у всего этого, полагает г-жа Саморукова, есть еще одна грань — закостнелость интерпретаций, которые вкладываются в головы школьников на протяжении многих поколений. А это, по мнению собеседницы «Засекина», происходит от отсутствия в педагогической среде понимания того, что является целью преподавания литературы. 

— Сейчас мы тоже не знаем, зачем преподаем литературу, что мы хотим? Хотим ли мы воспитать человека, который и дальше будет читать с удовольствием, думать и понимать книгу, или что? Я, например, лично считаю, что задачей школьного преподавания литературы должно быть спасение интереса к чтению. Нужно это делать для того, чтобы поддерживать интерес к книге, к этому досугу, хотя бы потому, что для интеллектуальной деятельности человека на физиологическом и нейрологическом уровне самое полезное и продуктивное занятие — это чтение, — подытожила г-жа Саморукова.