Как заявил вчера на дискуссионном форуме «Валдай» первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин, без Путина нет России, а без Меркушкина нет Самарской области. Впрочем, про самарского губернатора Володин ничего не говорил, но это и так понятно. Поэтому абсолютно логичным выглядит законопроект, внесённый Николаем Меркушкиным в среду на рассмотрение Губернской думы, «О порядке избрания глав городских округов Самарской области». Согласно этому документу, на всей территории нашего региона отменяются прямые выборы мэров. Сейчас они остались только в Тольятти, Новокуйбышевске и Похвистнево. Михаил Матвеев не собирается вступать в дискуссию с губернатором, полагая, что вопрос уже решён.

Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы:

 - Вне всякого сомнения, лично я голосовать за данный законопроект не буду, потому что это было бы непоследовательно для той политической программы, которую я уже десять лет реализую в самарской политике, а именно программу развития местного самоуправления, а не его сворачивания и уничтожения. Но вступать в полемику или выступать на эту тему я считаю бессмысленным, потому что уже очевидно, что вопрос решён и понятно, что изменить его теперь может, как бы банально это ни прозвучало, только время. Время расставит всё на свои места. Просто люди должны будут пожить при этой новой системе и понять, что ничего принципиально не изменится в их жизни к лучшему. Зато они увидят определённые недостатки в результате того, что власть их станет меньше слышать и слушать, просто потому что она отдалится от народа. 

Скажем так: тот уровень власти, который будет обладать реальными возможностями что-то сделать – он отдалится от народа, а тот уровень, который к нему приблизят, наоборот, не будет обладать никакими полномочиями, чтобы что-то сделать для людей.  По большому счёту мы получим не местное самоуправление и не близкий уровень власти в лице многочисленных районных общественных советов, избранных напрямую, а просто получим расширенный формат общественной приёмной «На связи с губернатором».

Это теория, а если практически, то я не вижу смысла выступать на эту тему, выходить на трибуну, произносить в формате «дежавю» очередную речь.

Если говорить о Тольятти, то этот закон реально вступит в силу только в 2017 году, когда истекут сроки полномочий Сергея Андреева, если, конечно, не найдут достойный способ проводить его с должности раньше. Я пока такого способа не вижу. Если только второго сенатора от Самарской области не отправят в отставку, но не думаю, что Сергей Андреев может согласиться на такой формат. Вряд ли он согласится, если ему предложат пост министра в правительстве - очень трудно предположить, что его может устроить вариант возвращения в одну и ту же реку. Потому что даже при всей системе подчинённости муниципалитетов, очевидно, что фигура мэра более самостоятельная и весомая, чем должность министра в правительстве.  Предложить ему уход в Государственную думу?  Но выборы будут в 2016 году. Если предложить ему, гипотетически, Совет Федерации, то назначить его вместо Мамедова от Губернской думы, но, опять же, я не считаю, что Мамедов является той фигурой, которую можно просто взять и выкинуть. Мне трудно сказать, что ему можно предложить в этих условиях, кроме разве что «пугалок» в виде уголовных дел. Поэтому в отношении Тольятти этот закон будет принят, но вступит он в силу к 2017 году, а до этого времени много воды утечёт. Ещё десять раз всё может поменяться.

Заканчивая своё выступление в Губернской думе перед своими коллегами, когда отменяли выборы мэра в Самаре, я сказал, чтобы они не торопились громко аплодировать отмене всенародных выборов – ещё может поступить противоположная команда «сверху». Поэтому я бы сейчас сосредоточился не на обсуждении темы всенародных выборов мэра, а на той модели, какая будет в отношении представительных органов, то есть городских дум. Пойдет ли Николай Меркушкин на внутригородское деление и создание районных дум в Самаре и Тольятти, или он ограничится пониманием того, что Городская дума Тольятти и так недавно практически вся избрана из его команды, и поэтому вполне управляема. Точно так же можно сформировать в следующем году новый состав Самарской городской думы. Поэтому не надо городить огород и создавать себе очередную гигантскую кадровую боль в поиске нескольких сотен будущих депутатов районных советов, которых сейчас нужно срочно найти, согласовать, провести.

Поэтому мне уже неинтересно дебатировать с губернатором по поводу сити-менеджеров. Надо дать ему возможность эту идею реализовать. И показать, что у него получится. Может быть, всё будет совсем не так, как мы думаем. А вот в отношении работы представительных органов, я считаю, есть о чём поспорить.

Напомню, что я внёс альтернативное предложение, которое не было оформлено в виде законопроекта, но официально направлялось губернатору, Губернской думе, Сазонову ещё весной этого года, в те времена, когда при губернаторе работала группа по местному самоуправлению. Я предлагаю не делить город на районы формально, не создавать новые муниципалитеты из районов, а увеличить численность и представительство городских дум примерно в 4-5 раз, за счёт этого сделать депутатский корпус на городском уровне более многочисленным, но при этом всенародно избранным напрямую. И депутаты, избранные от конкретных районов, одновременно могут образовывать из себя районное собрание депутатов от данной территории как совещательный орган при главе местной районной администрации, обладая, тем не менее, полномочиями депутатов Городской думы. На мой взгляд, если мы говорим о необходимости приближения власти к народу, то проще и логичней сделать депутатский мандат более доступным, чтобы сократить размеры избирательных округов и дать финансовую и административную составляющую для проведения избирательной кампании.

В Советском Союзе городские советы были куда более многочисленными. Например, Куйбышевский городской совет народных депутатов состоял примерно из 250 человек, при царском режиме Самарская городская дума, вплоть до революции 1917 года состояла примерно из 72 депутатов, притом, что численность населения Самары была порядка 100 тысяч человек.  Поэтому, на мой взгляд, надо идти по этому пути. Лично для себя я считаю более конструктивным сосредоточиться на обсуждении того, как будут формироваться представительные органы, чем заниматься повторением бесконечным фразы «Карфаген должен быть разрушен».