Деградирующий и убыточный самарский «Авиакор» не спасёт «идея-фикс», громко озвученная во время визита в Самару Владимира Путина. Производство регионального самолёта Ил-114, которое должно было стать для завода, по планам его руководства, альтернативой срывающемуся проекту с украинским ГП «Антонов» по производству Ан-140, не будет осуществлено. Министерство промышленности и торговли РФ попыталось найти потенциальных покупателей Ил-114 и пришло к выводу, что его производство было бы нерентабельно. Геннадий Кулаков в этом не вполне уверен.

Геннадий Кулаков, заместитель руководителя рабочей группы по кадровой политике при Союзе работодателей Самарской области:

- Ещё рано делать какие-то выводы о перспективах продажи Ил-114. Потому что сегодня, насколько мне известно, идёт сравнение этого самолёта с моделями, которые с ним не в одном классе. Так обычно поступают недобросовестные аналитики. Даже если они находятся в среде маркетологов, а не в среде конкурентов. Видимо, они отстаивают чьи-то интересы. Это мне известно как фактический материал.

Дело в том, что Ил-114 действительно был сертифицирован и поставлен на производство достаточно давно. За прошедшее время этих самолётов выпустили в Ташкенте не так много. Но они изумительно себя показали на внутренних линиях Узбекистана. Они делают по шесть-семь взлётов-посадок, шесть-семь рейсов в сутки. Даже сменяются экипажи в течение суток. Этот небольшой отряд в Узбекистане обеспечивает внутренние авиаперевозки. То есть самолёт показал себя достаточно надёжным и удобным.

Минпромторг заявляет, что производство Ил-114 было бы нерентабельно. Но вот, например, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации видит заявку на сто тридцать машин. А в министерстве обороны РФ называют другие цифры - от семидесяти до ста. То есть потребность в этом самолёте внутри России всё-таки есть.

Просто мы выучены на ситуации конкурентной борьбы, которая была в начале 2000-ых годов. Известно, какую занимал позицию, положим, Аэрофлот, его руководители. Известно и то, как они потом перебирались в кресла чиновников, и то, какие были последствия - губились прекрасные машины, например, Ту-204СМ, а закупались Boeing и Airbus. Фамилии их известны. И эти люди сегодня в Москве. Не страной, слава богу, руководят, но не последнюю скрипку играют в авиационной сфере. Нужно, чтобы важные позиции в этой непримиримой конкурентной борьбе выиграл отечественный производитель.

Разумеется, сами ильюшинцы (КБ «Ильюшин» - прим. ред.) прекрасно понимают, что Ил-114 нужно модернизировать. Планер и киль этого самолёта прошли испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте. Испытания подтвердили ресурс тридцать тысяч лётных часов. А что касается внутрисалонной инфраструктуры, то она должна быть быстрозаменяемой. Положим, если говорить за Ил-114, то он может много и сразу, по ходу движения этого заказа, перенять от Ил-112 в кабину, сделать её не аналоговой, а цифровой.

Это же жизнь. К Ил-114 почему-то все подходят, как будто вот один раз вышел на сертификацию самолёт и всё, он не может меняться. А если он будет меняться, то сразу называются какие-то баснословные суммы, якобы необходимые на реализацию проекта, и сроки - за горизонтом. И то, и другое приводит к неконкурентоспособной позиции с российской стороны. Тут надо менталитет корректировать тем, кто в этой среде вращается. Мало людей, заточенных на победу. Главное отбить, главное отвести от себя ответственность. Чиновничьи замашки. Чем меньше дел, тем меньше ответственности, тем лучше - такая логика.

Я считаю, что «Авиакору» нужно сегодня иметь решение, а оно, понятно, принимается в Москве, о том, чтобы этот процесс начать, используя задел, который есть в Ташкенте. Тут нужно договориться о коммерческой стороне дела и вопросах управления качеством. Далее ильюшинцы вводят корректировку в конструкторскую документацию, и запускается производство на «Авиакоре» серии самолётов новой модификации. Вот так я вижу развитие. Я желал бы и Меркушкину занимать очень активную позицию, и, в особенности, сотруднику Русских машин, ответственному за авиацию.

Для «Авиакора» это очень серьёзный вопрос. Судя по тому, что сегодня есть в портфеле у самарского завода. Драматизировать не нужно, не нужно вдаваться в панику. Но надо понимать, что для «Авиакора» потеря возможности открыть производство Ил-114 - это очень серьёзно.

Нужна межведомственная рабочая группа, которая должна быть наделена полномочиями и которая должна решать вопросы и с конструкциями, и с технологиями, и вопросы, связанные с подготовкой аэродромов и лётного состава. Этот проект требует комплексного подхода. Не сам же Гусев возьмёт и изготовит. Вопрос тут не так стоит. Вопрос стоит так: сможет ли Российская Федерация обеспечить перевозку граждан России внутри России на самолёте Ил-114 и что для этого нужно. А для этого нужно и министерству промышленности и торговли, и министерству транспорта и всем другим профильным организациям объединиться, все должны быть завязаны в единый проект. Это должен быть государственный проект: в течение двух-двух с половиной лет, чего не было никогда в нашей истории, обеспечить внутрироссийские перелёты силами самолётов типа Ил-114.