Николай Меркушкин заявил, что мэры Самары и Тольятти должны стать представителями государственной власти, а не местного самоуправления. Они могут назначаться, но могут, как и губернатор, избираться. Однако при этом они должны быть вписаны в вертикаль власти и «строго подчиняться главе региона и правительству в рамках решений, принятых Губернской думой». Сергей Ракитин уверен, что обречённая, «агонизирующая» власть лишь немного оттянет свой конец посредством реформы МСУ.

Сергей Ракитин, депутат Самарской губернской думы:

- К этому шло давно. Вот эта вот система избрания сити-менеджеров, которая уже существует в ряде городов Самарской области, система централизации власти в одних руках - всё это уже есть. Кроме того, надо чётко понимать, что без поддержки федерального и областного бюджетов мэрам городов приходится довольно-таки трудно. Они поэтому вынуждены зависеть и давным-давно зависят от губернской власти. Вот эту зависимость губернатор предлагает сделать прямой, непосредственной. Чтобы мэр зависел не только от финансовых вливаний со стороны губернии, но и полностью был подчинён губернатору...

- Эксперты ИА «Засекин» полагают, что фактически это не реформа, а ликвидация МСУ...

- Местное самоуправление, по большому счёту, и сейчас носит декоративный характер. В случае реформы оно будет уже, так сказать, приведено в соответствие с тем состоянием, в котором оно сегодня по факту пребывает. МСУ у нас давно нет. Наше МСУ может, как максимум, перераспределить какие-нибудь жалкие три рубля на какие-то незначительные вещи. А все крупные деньги идут либо из федерального центра, либо из губернии. Я считаю, что при отсутствии денег на сегодняшний день, при потребительском подходе власти - она, по сути дела, нелегитимна и неуполномочена что-то решать.

Сегодня местное самуправление на самом деле никем не управляет. Единственный крупный доход, который МСУ может получать, - это деньги от ревизирования земель и от сбора с них налоговых платежей. Но этим наши органы МСУ не занимаются. В связи с тем, что они местные, и своих местных не хотят лишний раз подвергать какой-либо обструкции. А это, по сути дела, единственная серьёзная законодательная база для получения средств МСУ. И мы страдаем от того, что не можем получить хорошие денежные вливания со стороны местных налогоплательщиков по земельным участкам. В городе Самаре так вообще город землёй ещё и не распроряжается. Ей распроряжается министерство строительства и федеральное министерство. По сути, вообще нет источников для получения доходов.

- То есть вы поддерживаете озвученную Николаем Меркушкиным реформу МСУ?

- Я просто придерживаюсь несколько другой позиции. Власть агонизирует, а эта реформа МСУ, как и все остальные шажки власти, лишь оттягивает её конец. Будут они что-то делать, не будут - неважно. Власть несостоятельна, и всё это неминуемо приведёт к коллапсу. Сам подход власти неправильный по сути своей.

- Ни вы лично, ни КПРФ не намерены выступать против реформы?

- Ну, местное самоуправление невозможно сегодня развивать. Потому что подход сегодняшний по удовлетворению потребительских нужд без развития производства ведёт страну к плачевному будущему. Мы все сидим на нефтяной игле. Пока мы не начнём что-то делать, работать, ничего не изменится. Но сегодняшнее правительство не заинтересовано в том, чтобы мы занимались каким-нибудь производством. И я со стороны оппозиции, со стороны коммунистической партии просто наблюдаю и думаю: хоть бы всё это случилось побыстрей, пока у нас ещё хоть какие-то ресурсы остались.