Утверждая, что город не имеет ни средств, ни полномочий, Николай Меркушкин предлагает «опустить» местное самоуправление до уровня микрорайонов, а мэров и городские Думы вписать в структуру государственной власти и подчинить их губернатору и правительству региона. Николай Меркушкин подробно представил своё видение реформы местного самоуправления в сегодняшнем интервью «Самарскому обозрению».

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:

- Есть, к примеру, город Самара. У него есть руководитель - мэр, и люди воспринимают его как руководителя, ответственного за всё. Но за что отвечает этот руководитель на самом деле? За медицину? Нет. За образование? Нет. За соцзащиту? Нет. Спорт развивает? Нет. И так далее. Это и есть противоречия системы, которые вызывают вопросы. Например, я читаю «Самарскую газету», а там написано, что город Самара будет строить метро. Но это совсем не так - город не имеет ни средств, ни полномочий для таких действий.

Вариантов МСУ для Самары и Тольятти много. Это может быть администрация по городу, это может быть глава города или мэр. Он может быть назначаемый, может быть избираемый - потому что представители государственной власти у нас тоже могут избираться. И может быть государственной властью определено на уровне Самары много дополнительных полномочий, но в рамках вертикали - того, что государство обязано делать для людей.

Возможна схема, при которой глава города будет одновременно вице-губернатором. Близкая схема управления использовалась в советский период. Это когда администратор города существовал в двух ипостасях - являлся одновременно вторым секретарём обкома партии и занимался городом как первый секретарь горкома партии. Эта схема проработала какое-то время, но затем была видоизменена. В любом случае - если будет принято решение о реформе МСУ, если Самара войдёт в систему госвласти, то руководитель города обязан будет строго выполнять решения правительства в рамках определённых сверху полномочий и в рамках решений, принятых Самарской губернской думой. Сейчас система МСУ не предполагает таких обязанностей. Мы те же МУПы не можем проверить - это не в нашей компетенции. А средства бюджетные туда попадают и там расходуются.

Думы могут быть построены по принципу выборов в Совет Федерации, когда предполагается, если вы помните, смешанный состав - от общественных организаций, на основе выборов и так далее. Они могут избираться от микрорайонов, например, представлять интересы конкретных территорий. Не по партийным спискам, как сейчас, потому что МСУ не предполагает политизации.

Сначала бюджет Самары и Тольятти может утверждаться областным парламентом, могут быть определены лимиты. Полномочий на уровень города от области в случае реформы также может быть передано очень много, равно как, соответствено, и средств. В системе вертикали переброс финансов будет осуществляться проще.

На уровне районов может появиться госвласть. У нас сейчас на уровне районов существует вертикаль власти - прокуроры, судьи, СЭС и так далее. А глава района - представитель МСУ. И никто друг друга тронуть не может, и никакой координации не существует. Это система неправильная.