Наконец-то самарцам удалось создать культурный продукт, востребованный миллионами. Комедийный интернет-сериал «Наркоман Павлик», размещенный на you tube (с ноября 2011 года вышло 12 выпусков ) насчитывает свыше 7 миллионов просмотров. О популярности продукта свидетельствуют появившиеся подделки. Сериал изготовлен группой молодых людей, имеющих некоторый опыт в шоу-бизнесе. Их имена сегодня известны всей стране: Павлик-наркоман, его друг Денчик и Антоша.

Сюжет сериала - это приключения-злоключения Павлика, лица которого зритель не видит. Павлик – point of view, по-русски: точка зрения на мир, во всех смыслах этого слова. Павлик – это камера, видение, обзор, что нельзя не отметить как талантливую находку. Павлик – речевая стихия: хорошо запоминается его тягучий прононс и шуточки, основанные на омонимической игре. Впрочем, многие приколы, например, про пистолет, который нужно сунуть в бензобак, родом из лохматых (пардон, бритоголовых) девяностых. И, наконец, Павлик – это система ценностей. Он безбашенный кайфодромщик и пох…ист. Последнее определение относится еще и к языку сериала, Здесь полно мата, корректно закамуфлированного пиканьем.

Несмотря на то, что я тетенька, педагог, доктор наук и мать семейства, моральную панику по поводу «Наркомана Павлика» я поднимать не буду. Свое чувство прекрасного я также оставлю при себе: в конце концов, сериал делается не для таких, как я. Других деятелей культуры, интеллигентов, православных и патриотов я бы тоже призвала не кипишиться, а посмотреть на это явление по возможности трезво, а лучше всего - с любопытством, которое, если верить классике, всегда было свойственно нашему народу.

Во-первых, обращает на себя внимание эффективность проекта: за столь короткое время раскрутиться так, что о тебе заговорили в первоапрельской программе Малахова. Притом, что изготовляется продукт буквально на коленке. Кустарный монтаж превращен здесь в художественный прием в стиле doc, отдаленно напоминающий манеру уже именитой Валерии Гай Германики. Непрофессиональная игра актеров также выглядит как намеренная провокация. Вот, как в детстве играли в космических пришельцев, в ковбоев и пр, теперь играем в любителей кайфа с криминальным душком. Народу явно по душе подобная игровая идентичность. Она, надо думать, освобождает от житейских напрягов и многочисленных запретов (кстати, попутно демонстрирует эффективность пропаганды разного рода исконных ценностей). В этом смысле Павлик вполне может претендовать на роль симпатичного героя (ну, ладно, антигероя) нашего времени, за которого народ в сети голосует количеством просмотров.

Самарскую специфику в виде домов, дворов, кафе в сериале может разглядеть только житель нашего города. «Наркоман Павлик» - явление глобального масштаба, хотя и с некоторой российской спецификой. Персонажи роликов живут в неком безликом мегаполисе (только первая, так сказать, пилотная серия снята в Испании со всей ее туристической спецификой). Здесь по скверным дорогам на разномастных ( но почему-то вымытых ) авто ездят какие-то полукриминальные типы, которые не понимают по-хорошему, зато охотно уступают «другу Валере». Так в сериале именуется револьвер. Девушки здесь все как одна – телки, взрослые мужчины – быки. Бары-рестораны, безликие хаты с евроремонтом и без оного. Вот он, наш российский мегаполис, один из многих. И именно такая картинка опознается зрителем как родная. «Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой,// Ни темной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья,» - вот так, как у Лермонтова.

По гамбургскому счету – если кто из просвещенной публики помнит, что означает это выражение, – «Наркоман Павлик» - это тупой сериал для тупых, созданный довольно образованными и небездарными ребятами для коммерции. Открою тайну, один из авторов после окончания университета честно пытался работать учителем, он хорошо разбирается в современном искусстве и, когда бывает в столице, всегда посещает магазин интеллектуальной литературы «Фаланстер». Но и за эту «тупость» создателем сериала большой респект. «Наркоман Павлик» - это и провокация, и диагноз, обнажающий разрыв между притязаниями нашего города на звание крупного культурного центра (не важно традиционной ли, современной ли высокой культуры) и реальными запросами юных и не очень (сериал смотрят и те, кому за 40) граждан. Что делать с этим, нам читателям книг, любителям оперы и баяна? Смотреть про Павлика и думать… 


Ирина Саморукова, специально для Засекин.Ру