Год культуры завершается, но при всей неподготовленности и безрезультативности объявленной акции меня, всё-таки беспокоит то, что останется в остатке. И в этом нет никакого противоречия. Посудите сами.

Завершился Год истории. Завершился объявлением войны фальсификаторам истории. Что в остатке? Да хоть на примере нашего города. Вначале стали биться за удлинение возраста Самары, доказывая, что он впрямую наследует не то скиту, не то рыбацкой хижине, что находилась где-то в районе нынешнего поселка Гранный. Но, Слава Б-гу, охолонились.

Теперь придумали, что Самарскому государственному техническому университету исполнилось 100 лет. Действительно 24 января 1914 года в Самаре создан политехнический институт в составе сельскохозяйственного и коммерческого факультетов, но он никакого отношения к нынешнему вузу не имеет. Тот прекратил своё существование, а спустя время, в 1932 году, в Самаре создан Средневолжский индустриальный институт, который реструктурировался, переименовывался, пока не стал нынешним СГТУ.

Кстати, в 1982 году, когда Куйбышевский политех праздновал своё 50-летие, его особо отличившимся сотрудникам и выпускникам вручали почетные знаки и грамоты за заслуги перед вузом как раз в связи с 50-летием.

Но прошло 32 года, и 82-летний вуз с размахом отметил своё 100-летие. Вместо того чтобы, к примеру, дать возможность области (городу) отпраздновать 100-летие инженерного образования в губернии.

13 лет назад на меня уже обижались по подобному поводу. Тогда 150-летие первого сезона профессиональной театральной труппы в Самаре обозвали 150-летием академического театра драмы. Вместо того, чтобы отпраздновать 150-летие первого профессионального театра, а затем, через четыре года, отпраздновать и 150-летний юбилей драмы, наследующей, конечно, не той прогоревшей труппе Стрелкова, работавшей на Набережной в доме купца Лебедева (сгоревшем, к слову сказать вскоре), а театру, построенному по инициативе губернатора Грота на Полицейской (сиречь Хлебной) площади.

Пусть обижаются и в этот раз.

Не удивлюсь, кстати, если кто-то ещё до конца года выступит с инициативой отпраздновать 95-летие академического театра оперы и балета. А что? В 1919 году оперный певец (тенор) и антрепренер Давид Христофорович Южин организовал в помещении Театра имени Карла Маркса (театр-цирк «Олимп») постоянно действующую оперную труппу. Та успешно просуществовала несколько лет, а спустя  каких-то там 9 лет Антон Эйхенвальд, формируя Средневолжскую краевую оперу, собрал немало музыкантов из того, прежнего, южинского состава. Чем не повод?

Горько всё это. Не умея делать дело, страна по окончании Года истории принялась развивать бизнес на гордости «нашим славным прошлым». Вот я и думаю, чем же мы начнем торговать по окончании Года культуры?

Образование осталось прежним – без внимания к воспитанию души. Читать больше не стали. Провинциальные музеи собирают посетителей разве что на игрища да перформансы. Русский устный стал настолько пересиливать русский литературный, что от бессилия перед проблемой даже закон о сквернословии приняли.

Осталось кичиться уникальными традициями, то есть теми, что принципиально отделяют нас от цивилизации – что западной, что азиатской. Теми, что определяют черты особенной общности – евразийской.

Те, кто делает это, с топорной методичностью стремясь создать всё равно что, главное на особинку, безусловно, разрушают даже крохотные положительные итоги культурного года.

И некому их остановить.

 

Виктор Долонько