Виктор Долонько

Время, когда совесть стала главным компонентом неполноценности

Время, когда совесть стала главным компонентом неполноценности

Десять лет назад реформатор австрийского кино, документалист Михаэль Главоггер смонтировал фильм, который назвал «Смерть рабочего». Из своего колоссального архива он выбрал пять наиболее трагических историй о жизни современного труженика в самых отсталых в экономическом отношении регионах. В этот «топ-лист» наряду с Пакистаном, где бригада разбирает на лом отслужившие свой век корабли; Индонезией, где добывают вулканическую серу; Нигерией, где за сутки умельцы забивают до четырехсот голов среднего, крупного, рогатого и не очень скота; и Китаем, где варят сталь (не в благополучных Шанхае и Гонконге, а в тамошнем Барнауле или Улан-Удэ); попал Донбасс.

С него, собственно, фильм и начинается. Государство угольную промышленность не поддерживает, шахты позакрывались, другой работы в регионе нет, и человеки обоего пола сколотили малюсенькие – по три-пять человек – бригады и с помощью лопат, ломов и перфораторов вынимают из заброшенных по причине аварийности шахт по мешочку уголька на одно рабочее лицо. Можно и по два мешка, конечно, но опасно: в крохотном лазе всё держится на честном слове, пожадничаешь – и вероятность гибели возрастает.

Вынимают они, значит, породу лопаткой, затем ситечком, доставшимся в наследство со времен «золотой лихорадки», просеивают её, грузят в мешки и на велосипедах по снегу (!) развозят по домам. Чтобы продать и купить себе хлеба. Овощи – с собственного огорода, курицы и кролики – из собственного гаража.

Одежда десятки раз перелицована, обстановка в доме – типовая, образца середины 70-х годов. И картинка для современного Донбасса – типовая. Главоггер показывает несколько таких бригад в различных поселках угольной плантации. Вот такой предварительный итог развития мира финансовой экономики.

Конечно, проще простого назвать их «недолюдьми» и вычеркнуть из списка субъектов цивилизации. «Ну, ошибка вышла. Этих мыть не станем – новых нарожаем. Кто заставлял их мириться с ситуацией? Нужно было идти на курсы переквалификации, переезжать в другой регион…»

Я не буду говорить о морали в обществе, где героем признается тот, кто ловчее и циничнее обобрал ближних и, сколотив капиталец, сумел стать получателем ренты, арендодателем торговых площадей или – что особенно почетно – регулировщиком нефтегазового крана.

Говорить о морали бессмысленно: нравственность – рудимент, совесть – опаснейший из всех человеческих комплексов. Главное же – мускулы, мобильность, решительность. Живем только сегодня. Вчера – не было, завтра – не наша забота.

«А что вы хотите? Уравниловки?»

Не хочу. Ни уравниловки, ни революций. Но невозможно и отмахнуться от галопирующей депрессии. Она распространяется точно так же, как пустыня отвоевывает себе пространство у некогда плодородных земель. Потому что никто и ничто не терпит диктата хищников.

«Откуда столько разоблачительного пафоса! Это популизм!»

Когда в конце XIX века на смену бурлацкого труда пришла паровая тяга, самарские купцы, пароходовладельцы Иван, Кузьма, Исаак и Константин Константиновы, косвенно причастные к тому, что технический прогресс оставил без работы совершенно неповинных в этом самом прогрессе людей, устроили богадельню для призрения бурлаков и членов их семей.

Возвели двухэтажное кирпичное здание богадельни со всеми службами и обнесли его каменной стеной, выкопали колодцы с водопроводом в здание, построили складские помещения, разбили огород. Внесли в Самарский общественный банк 25 000 рублей серебром для обращения с него 7% годовых с тем, чтобы вклад этот оставался неприкосновенным, а на проценты с него содержалась бы богадельня.

Сделали они это потому, что были людьми отсталыми, верили в бога и оттого полагали, что нельзя жить в обществе и не обращать внимания, что рядом страдают люди. Просто люди.

Что же изменилось в нас? Является ли предъявленная вам картинка свидетельством моей ностальгии по социализму? И что такого не учитывает Левиафан в своей каждодневной борьбе во имя блага народного? По моему мнению, конечно.

Вот об этом я и напишу в своих следующих авторских колонках на «Засекине».

 

Виктор ДОЛОНЬКО, специально для ИА «Засекин»

20 июня 2014, 17:02 3753 0

Теги:

Поделиться:


Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

Комментарии ()

    Назад Дальше