То, что сегодня преподносится нам в качестве реформы местного самоуправления, не является никакой реформой. Это просто уничтожение МСУ как такового. Потому что та система, которую предлагают установить в итоге, никакого отношения к местному самоуправлению не имеет. Упразднение выборов в городах пытаются сгладить выборами в городских районах, где власть будет формироваться в виде районных собраний депутатов. А дальше на всех уровнях будут назначенцы. Я большой пессимист, я думаю, что итогом этой реформы будет полная ликвидация местного самоуправления.

Оно у нас и так всегда было в ущербном состоянии. В России система власти создаётся сверху, в отличие от большинства цивилизованных стран, где она устанавливается снизу. В советское время все недоумевали и удивлялись, что многие американцы не знают своего президента. Как об этом говорила наша советская пропаганда, 20% американцев не знают, кто у них президент. Я тоже этому удивлялся. Но когда я побывал в Соединённых Штатах, я понял, почему так происходит. Он им просто не нужен, в отличие от мэра города, от местной власти. Местные выборы, от которых и зависит жизнь в городе, американцев очень интересуют. Там другие принципы построения институтов власти и, соответственно, другое к ним отношение. У нас всё происходит ровным счётом наоборот, у нас полномочия на местах даруются не населением, а федеральным центром.

Не понятно, как в новой системе будет формироваться бюджет. Ведь именно распоряжение бюджетом даёт реальную власть и реальные полномочия. Хорошо, будут избираться районные депутаты, которые из своего состава будут выбирать главу исполнительной власти в районе. А деньги где он возьмёт? Ему придётся с протянутой рукой идти к назначенцу. С реализацией реформы будут загублены последние рычаги взаимодействия населения с властью. Потому что районная власть, пусть даже и избранная, не имея реальных ресурсов и полномочий, окажется в подчинении не у жителей, а у назначенного сити-менеджера, который уже вписан в государственную систему власти. И избранные представители будут вынуждены обращаться к нему по любому поводу.

Это вообще порок всего российского общества и государства - мы у власти просим, а не требуем. А тех, кто начинает требовать, называют фашистами, сепаратистами, бандеровцами и так далее. В этом плане та же Украина впереди нас, и намного. А мы остаёмся с той системой власти, где всё местное самоуправление сводится к выпрашиванию денег.

Российская государственность в итоге свелась к этой вертикали власти: от федерального центра к областной и до уровня назначенцев в городах. Но в этом есть глобальное и принципиальное противоречие. Государственность, внутренний государственный суверенитет содержатся не в крепости вертикали власти, а в том, чтобы система власти формировалась и контролировалась жителями. Если само население формирует систему власти, требует исполнения своих обязанностей и следит за этим, внутри страны не будет и быть не может никаких сепаратистских настроений.

А в результате этой так называемой реформы МСУ произойдёт лишь увеличение коррупции, вот и всё. За примером можно отправиться в Нижний Новгород, где назначенный мэр Олег Сорокин с имуществом на Лазурном берегу Франции, и где сплошная коррупция в строительстве. Все знают об этом, но сделать ничего не могут - суды купленные, полиция купленная, следственные органы тоже все подконтрольны этой вертикали власти. И куда несчастным гражданам податься? Все разъезжаются. И не только из Нижнего Новгорода, так происходит по всей России. Было бы мне лет на 20 поменьше, я бы тоже собрал чемодан и уехал отсюда. Потому что всё это грустно, печально и противно.

Та система местного самоуправления, которая есть у нас сейчас, тоже очень убогая, поскольку в местных органах власти, в городских заксобраниях сидят подконтрольные люди. Они зависят от этой вертикали власти и, когда нужно голосовать, нажимают на ту кнопку, которая выгодна тем, кто сверху. И самое главное, у нас до сих пор очень несовершенна система выборов - основного инструмента формирования органов власти, главного рычага демократического управления. В первую очередь с точки зрения их нечистоты, и, как следствие, с точки зрения отношения к ним избирателей. Но вместо того, чтобы совершенствовать выборы, вместо того, чтобы увеличивать их значение, нас просто лишают возможности избирать.

Валерий ХОМЯКОВ, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии, специально для ИА «Засекин»