Наши депутаты раз за разом выдвигают законодательные инициативы, ужесточающие контроль за иИнтернет-пространством. 15 января в Госдуму внесли пакет законопроектов, ограничивающих суммы интернет-переводов и ужесточающих контроль за происходящим в Сети под видом борьбы с терроризмом. Интернет – это не только источник информации, но и пространство социальной агрегации. Именно в Сети происходит зарождение различных гражданских инициатив, здесь люди координируют свои действия, распространяют оппозиционный контент и так далее. Авторитарное государство с этим, конечно, смириться не может.

Фактически Интернет – это самое свободное пространство, являющееся полем и инструментом развития гражданского общества. И это не только у нас, но в России - как в авторитарном государстве - это ощущается особенно остро. Потому в нашей стране и произошёл скачкообразный рост пользователей. В европейских странах множество других источников информации и способов самореализации – там свободное телевидение, свободная пресса, общество во всю пользуется благами демократии. В России всё это компенсируется присутствием гражданского общества в Интернете.

В Интернете собираются деньги, проводятся кампании краудфандинга. Избирательная кампания Алексея Навального на выборах мэра Москвы показала, как просто может быть организована взаимная поддержка, в том числе и материальная. Просто открыв яндекс-кошелек, Навальный собрал больше 100 миллионов рублей, которые помогли ему провести эффективную кампанию. Власть озабочена этим, она хочет поставить здесь железные ворота, закрыв для гражданского общества возможность такой солидаризации. Нас ждут новые выборы, где независимые политики будут пытаться работать по примеру Навального, в том числе и по сбору средств на избирательную кампанию.

Совершенно неслучайно инициативы по контролю над Интернетом вносит именно Андрей Луговой. Я напомню, что за пределами России, в Англии, он обвиняется в убийстве Александра Литвиненко – бывшего сотрудника российских спецслужб, также как и сам Луговой. Здесь видна прямая связь с непосредственным инструментом осуществления подобных инициатив – российскими спецслужбами и, в первую очередь, ФСБ, которая по факту занимается противодействием любому независимому функционированию гражданского общества.

Раз за разом в стремлении контролировать Интернет законодатели выходят за рамки Конституции. Это и блокировка сайтов без решения судов, как это уже сегодня происходит на практике, и доступ спецслужб к закрытому контенту. Я думаю, что в итоге мы придём к созданию фильтров, как это уже сегодня происходит в Китае и Вьетнаме. Без специальных технических примочек там невозможно войти в отдельные социальные сети, Facebook [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]или Twitter. Я думаю, что в своих попытках контролировать Интернет Россия ориентируется именно на Китай.

Мы столкнулись с ситуацией, когда инструментом борьбы с авторитарной системой выступают технологии, и развитие этих технологий оказывается в разрез с интересамм этой системы. Подобного никогда не было, и власть, конечно, пытается отрезать пути для их использования. Но я здесь не теряю надежды. Возможности Интернета так велики, а технологии шагают так быстро, что все попытки поставить Интернет под контроль неизменно натыкаются на новые возможности, которые открываются в Сети. Я убеждён, что развитие технологий в конечном итоге обгонит государственную систему. Грубо говоря, запретят электронные счета – будут использовать биткоины, начнут фильтровать сайты через провайдеров – доступ к ним откроется через спутниковые технологии, будут идентифицировать людей – обойти это помогут специальные программы типа «Тора». Технологии развиваются и государство, особенно такое неповоротливое как Россия, за ними не успеет.

 

Марк ФЕЙГИН, адвокат, специально для Засекин.Ру