В теории культуры есть такое понятие как симулякр. Симулякр - это слепок с образца, копия при отсутствии самого образца. Воспроизведение и тиражирование явления, которого нет.

Сейчас в России мы наблюдаем тотальное осуществление этого понятия в реальности. Мы сталкиваемся с явлениями, формально аналогичными существующим в цивилизованных странах, но полностью выхолощенными и по своему содержанию соответствующими скорее авторитарному периоду советской истории. Вспомним, например, что в СССР тоже формально были выборы, но все люди шли и послушно голосовали за одного-единственного кандидата.

Сейчас самым характерным примером является, конечно, Санкт-Петербург, где ни одному оппозиционному кандидату не удалось зарегистрироваться в качестве кандидата на губернаторских выборах. Я имею в виду, прежде всего, Оксану Дмитриеву от «Справедливой России» и Анатолия Голова от партии «Яблоко». Несмотря на то, что «Справедливая Россия» хотя и является одним из клонов «Единой России», Оксана Дмитриева заметно отличается от подавляющего большинства своих коллег по партии, и её вполне можно назвать оппозиционным политиком.

Муниципальный фильтр абсурден, он не даёт возможности напрямую выдвинуть своего кандидата в губернаторы партиям, которые представлены в парламенте города. Хочу напомнить, что даже по официальным результатам («скорректированным» благодаря массовым вбросам, «каруселям» и переписыванию протоколов), «Справедливая Россия» и «Яблоко» получили соответственно 450 и 250 тысяч голосов на выборах 2011 года в Санкт-Петербурге, то есть в совокупности набрали более 35%. Но сегодня нет у них такого права. Более трети избирателей Санкт-Петербурга не увидят своего кандидата на губернаторских выборах!

Почему-то муниципальные депутаты, эти несколько сотен человек, которых выбирали совершенно для других целей (опека и попечительство, благоустройство и т.п.), на других выборах и при других условиях, получили право предварять  волю миллионов петербуржцев. То же самое происходит по всей России. Этот оскорбительный и наглый муниципальный фильтр был создан только для того, чтобы «Единая Россия» по своему желанию могла допускать или не допускать определённых политиков к выборам и, таким образом, оставаться у власти иными средствами, нежели свободные выборы.

Честных и конкурентных выборов в России нет, есть только симулякр. Есть подобие, форма, полностью лишённая не только общемирового содержания, но и извращённая, имеющая содержание противоположное тому, что вкладывалось в это понятие мировой и европейской практикой. Это делается для того, чтобы можно было говорить, что в России есть выборы. Но все знают, какова цена этим выборам.

С другой стороны, предпринимаются и другие способы для удержания собственной власти. Например, власть в Москве, наблюдая резкое падение авторитета «Единой России» как политической партии,  вообще уничтожила выборы в Мосгордуму по партийным спискам. Это - запредельный абсурд, учитывая то, что законодательство РФ о политических партиях обязывает именно их принимать участие в региональных выборах. А, если партия не принимает в них участия в течение определённого времени, то её можно по суду ликвидировать. В Москве мошенники от власти оставили выборы только по одномандатным округам, справедливо полагая, что в этом случае легче применять административный ресурс. Мосгордуму превратили в посмешище, потому что там почти все депутаты теперь будут работать на общественных началах, а это полностью исключает возможность профессиональной работы с бюджетом или контроля над исполнительной властью.

Таким образом, создаётся очередной симулякр. Вроде бы городской парламент, а на самом деле - полная фикция. Помимо того, что этих депутатов очень мало, они ещё и лишены возможности реально влиять на ситуацию. Это издевательство над правом и здравым смыслом.

Что касается Петербурга, то у нас другая ситуация. В Петербурге оппозиция довольно сильна и представлена в парламенте, поэтому власть пошла по другому пути. Было принято решение вообще ничего не стесняться и применять откровенно уголовно-бандитский ресурс. Весь пятимиллионный город с изумлением наблюдал, как власти не дали физической возможности зарегистрироваться оппозиционным кандидатам, попросту не пуская их в избирательные комиссии муниципальных образований.  В ход был пущен весь арсенал самых грязных и подлых методов, начиная от сокрытия места расположения и состава избиркомов, и заканчивая созданием фиктивных очередей, которые попросту не давали возможности даже войти в избирательную комиссию. Представители оппозиции были вынуждены занимать очередь ночами, устраивать ночные дежурства возле избирательных комиссий, ставить палатки, – всё было бесполезно.

Избиркомы сознательно нанимали бандитского вида охранников, которые пропускали своих людей с чёрного хода, а оппозицию не пускали, к тому же были установлены такие часы работы, чтобы люди не могли туда попасть. Например, на Петроградской стороне избирательная комиссия муниципального образования «Аптекарский остров» в последний день на приём документов работала всего один час!

Думаю, что если граждане «проглотят» эти методы, следующим этапом будет «фильтрование» избирателей на самих выборах 14 сентября. «Своих» будут пускать, а «ненадёжных» отсекать от прохода на участок.

Грязные методы в Петербурге были использованы по полной программе. Мне кажется, это, как ни странно, отголосок Крыма и Украины. Захват Крыма и война на Юго-Востоке Украины  убедили многих, что уже нечего стесняться, можно открыто достигать своих целей с помощью силовых методов. Если в Крыму с помощью «зелёных человечков» был присоединён кусок соседнего государства, то в Санкт-Петербурге с помощью полууголовных, а то и откровенно уголовных элементов идёт борьба с неугодными оппозиционными кандидатами. Главное  -  не допустить их до выборов. Цель оправдывает средства. Такого, как в Петербурге, не происходит ни в Москве, ни в других городах, это чисто петербургское ноу-хау, петербургская грязь. Последствия будут очень плачевны и крайне разрушительны для России, отвращение людей от выборов после этой кампании будет очень сильным.

А кто из порядочных людей теперь согласится идти на выборы, если они будут знать, что только регистрация сопряжена с необходимостью дежурить по ночам у избирательных комиссий, сталкиваться с нанятыми «качками», а потом получать отказы в регистрации и бесконечно судиться?

И явку на выборах будет можно нарисовать любую, а почему бы и нет?!

Что касается ситуации в Самаре, то иногда до выборов допускаются представители других партий, если они ничему не угрожают. В теории права и государства, например, известно, что политическая система Германской Демократической Республики или Польской Народной Республики времён социализма характеризуется так: «Государственное устройство – однопартийная система (с партиями-сателлитами)». Вот к такой системе бодрым маршем двигается Российская Федерация - к однопартийной системе, которая вовсе не означает, что других партий формально нет, – просто все они являются ширмой и симулякрами. Они управляются из одного и того же центра – вот их главный признак.

Стоит отметить, что различные организации, полностью подконтрольные основной партии, были и в нацистской Германии (например, «Трудовой фронт», заменивший запрещенные профсоюзы). То же самое было в ГДР, Польше, Венгрии и т.д. Партиям-сателлитам обеспечивали минимальное представительство в парламенте, и они были, по сути, филиалами основной партии. В России всё очень похоже: есть один филиал с коммунистическим уклоном – это КПРФ, есть и другие филиалы – ЛДПР и «Справедливая Россия». Три эти партии слились в едином экстазе и соревнуются только в том, кто придумает более идиотский закон, кто внесёт более маразматическое законодательное предложение. Если они и критикуют «Единую Россию», то только в том, что она недостаточно ущемляет наших граждан и уничтожает свободы, что она ещё не превратила окончательно страну в полицейское государство. К этой схеме пытаются привести и все регионы.

Повторюсь, в Петербурге были выдвинуты Оксана Дмитриева, нынешний депутат Государственной думы, и Анатолий Голов, бывший депутат Государственной Думы от «Яблока». Их хорошо знают в городе, это известные политики. При этом они не смогли собрать муниципальные подписи, но зато их собрали два никому неизвестных человека от неизвестных партий, а также представитель КПРФ, которая всегда (особенно в Санкт-Петербурге) сотрудничала с «Единой Россией» и кандидат от ЛДПР, прославившийся тем, что он, будучи председателем бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания, в ответ на упрёки в тайном распределении бюджета сказал, что «деньги любят тишину». Выходит, делить нужно тихо и тайно.

Вот такая ситуация складывается в России, где безраздельна власть одной партии с её сателлитами.

 

Александр КОБРИНСКИЙ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор филологических наук, специально для ИА «Засекин»