Владимир Путин подписал указ о создании при президенте Совета по русскому языку, который, согласно положению, будет заниматься развитием, защитой и поддержкой русского языка. Однако в этом положении нет ни одного слова о реальных проблемах русского языка и русской культуры, проблемах, которые культивируются и усугубляются государством и государственной политикой России в сфере образования и науки.

Защитой русского языка от всякого рода иностранных и отечественных посягательств занимаются на протяжении нескольких столетий. Достаточно вспомнить славянофильские попытки изгнать из русского языка иностранные слова. Об этом в своих текстах ехидно отзывался ещё Александр Пушкин.

Вместе с другими «арзамасцами» Пушкин нещадно высмеивал «Беседу любителей русского слова» с классицистом графом Хвостовым, а также с «тройкой супостатов» – Шишковым, Шаховским и Шихматовым, один из которых призывал вернуть русский язык «к первобытному его великолепию».

Проблема заключается в том, что власть, как всегда, вместо того, чтобы поддерживать людей, которые говорят на русском языке и изучают русский язык, будет поддерживать чиновников, так или иначе связанных с организацией преподавания русского языка и русской литературы.

Я посмотрел список членов этого совета. Можно сказать, что настоящих учёных, филологов там, может быть, десяток из более сорока человек, а остальные - чиновники, директора, заместители разных уровней. Бывают, конечно, случаи, когда эти две ипостаси совпадают, например, в случае с такими замечательными учёными и руководителями как заместитель директора по научной работе Владимир Плунгян и директор Института русского языка имени В.В.Виноградова Александр Молдован, или Всеволод Багно, директор Пушкинского Дома. Но подавляющее большинство – это либо обычные чиновники, либо и вовсе люди, которые только уничтожают русский язык. Я имею в виду таких косноязычных господ как Дмитрий Киселёв и Олег Добродеев, которые сейчас занимаются исключительно уничтожением русского языка, превращением его в набор идеологических, ненавистнических штампов, и транслируют эту ненависть по основным федеральным каналам.

Вместе с тем, в области изучения и преподавания русского языка у нас творится настоящая катастрофа, которая связана не с тем, что люди употребляют в своей речи слишком много иностранных слов или нецензурной лексики. Это всегда было. Благодаря разысканиям академика Зализняка мы знаем, что даже во времена древнего Новгорода люди изъяснялись не только возвышенно. Трагедия заключается в том, что у нас целенаправленно и планомерно уничтожаются гуманитарная наука и гуманитарное образование. И среди них, конечно, в первую очередь, русистика, то есть комплекс наук, посвящённых русскому языку и русской литературе.

Во всех вузах Российской Федерации идёт планомерное сокращение преподавателей русского языка и русской литературы. Уничтожаются кафедры и научные сообщества, сокращаются зарплаты и так далее, и тому подобное. И это не домыслы, это реальность. Стоит посмотреть на группы основных научных направлений, которые поддерживаются нашим государством и утверждёны правительством Российской Федерации. Каждая из групп представляет собой какую-то область знаний – это разные направления физики, химия, биология, медицина и так далее.  И в одно, последнее, девятое по счету, свалены в кучу все гуманитарные дисциплины, и среди них филология, обществоведение, история, культурология и искусствоведение. В списке утверждённых правительством России приоритетных направлений гуманитарных наук вообще нет. Это ненужный хлам. Государство относится к изучению и преподаванию русского языка и русской литературы как к ненужному хламу. Поэтому у нас на глазах происходит деградация преподавания и изучения этих предметов.

Именно поэтому сегодня, как никогда, престиж филолога, престиж русиста в глазах студентов и абитуриентов упал до самого низкого уровня. Абитуриенты знают, что, если они пойдут в университет учиться по специальности «русский язык и русская литература», они ничего не получат. После университета они с трудом найдут работу, может быть, пойдут преподавать в школу и будут там получать несчастные 15 тысяч рублей, как молодые специалисты. Если дотянут до аспирантуры и устроятся в какой-нибудь вуз, то будут получать примерно столько же. Чтобы выжить, им придётся брать несколько ставок, тратить все силы на общение со студентами и детьми в школе, у них не будет возможности для творческого и научного совершенствования.

Эта кабала, в которую загнали гуманитариев и, в частности, специалистов по русскому языку и русской литературе, - единственное, от чего сегодня нужно защищать русский язык и русскую литературу. Но она не преодолевается созданием такого рода институций. Подобный совет, который, как написано в положении, будет собираться не реже одного раза в полгода, не даст грантов для студентов, не даст возможности студентам и преподавателям ездить на научные конференции, чего они лишены уже много лет, не даст возможности вузам оплачивать научную деятельность, которая требуется от преподавателей, не даст возможности академическим институтам привлекать молодых специалистов. Создание этого союза – характерный и явный пример того, как реальная деятельность заменяется её имитацией.

В Российской Федерации до сих пор водитель скорой помощи, который везёт врача к больному, получает больше, чем этот врач. И ровно такое же отношение остаётся у нас к науке и образованию, в том числе и к самому главному, как должно бы быть, в России предмету. Во всех странах поддержка изучения и преподавания национального языка и национальной литературы является одной из главных задач государства. В России, если мы посмотрим на бюджет, эти задачи стоят на последних местах, если они вообще существуют. И в этом случае речь идёт о подмене реальной поддержки и реальной деятельности имитацией, пропагандой, симулякром. 

Александр КОБРИНСКИЙ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор филологических наук, специально для ИА «Засекин»