С 1 апреля на 32 железнодорожных вокзалах страны, в том числе и в Самаре, в тестовом режиме начнут действовать досмотровые зоны для пассажиров, на обустройство которых было потрачено более 1 миллиарда рублей. Однако досматривать граждан будут фактически незаконно, так как до сих пор не принята соответствующая правовая база. Защитники прав потребителей говорят, что это обернется волной исков к РЖД от опоздавших на поезд пассажиров.

Оборудование досмотровых зон на 32 вокзалах проводится в рамках комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, сообщает газета «КоммерсантЪ». На обеспечение безопасности на железнодорожных вокзалах было потрачено 1,45 миллиарда рублей. На эти деньги было закуплено более 180 рентгеновских установок конвейерного типа для багажа, более 50 рентгеновских сканеров для пассажиров, а также 116 металлодетекторов.

Фактически на железнодорожном транспорте будет действовать та же система безопасности, что и в аэропортах. Входы в вокзал также оснастят рентгеновскими конвейерными установками для багажа, а уже внутри пассажиры будут подвергаться выборочному досмотру.

Как сообщил порталу Засекин.Ру начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" Дмитрий Писаренко, в списке 32 пилотных вокзалов наличествует и самарский железнодорожный вокзал.

Новая система безопасности грозит проблемами не только пассажирам, но и самим представителям РЖД. Несмотря на то, что программа обеспечения безопасности утверждалась по личному распоряжению президента, чиновники не успели внести соответствующие поправки в законодательство, в том числе в закон «О транспортной безопасности». Поэтому с 1 апреля сотрудники вокзалов будут вынуждены проводить досмотр пассажиров, руководствуясь специально изданными нормативными актами МВД, в которых никак не регламентирован ни порядок работы инспекторов, ни правила прохождения ими аттестации. Таким образом, любой пассажир, которого после 1 апреля остановят инспекторы РЖД, вправе отказаться от прохождения досмотра, так как из-за отсутствия правовой базы он проводится на добровольной основе.

Как заявила порталу Засекин.Ру начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций КбшЖД Мария Кашина, оборудование для досмотра на самарском вокзале было закуплено ещё два года назад. По её словам, на вокзале установлены новые металлодетекторы и рентгеновские установки для багажа, имеются досмотровые зоны, сотрудники прошли обучение. «У нас всё давным-давно уже есть», — подчеркнула Кашина.