До окончания выборной гонки в Тольяттинскую городскую думу осталось чуть больше двух недель. Сейчас самая острая борьба за голоса избирателей развернулась над тольяттинскими дорогами в виде предвыборных щитов, откуда своими неподкупными глазами смотрят будущие народные избранники и их конкуренты. Судьба выборный кампании повисла на рекламных щитах и перетягах - именно они становятся основным полем боя перед решающим сражением 8 сентября. В этой ситуации особе значение приобретает специфика тольяттинского рынка наружной рекламы, где уже несколько лет идёт передел собственности.

 

Вплоть до 2012 года на рынке наружной рекламы Тольятти царила относительная гармония. Основные операторы рынка ООО РПС «Миллениум» и ООО РИА «Ректол» налаживали отношения друг с другом и договаривались с городскими властями. Когда состав администрации сменился, и устоявшиеся связи были разрушены, пестрота тольяттинской рекламы пришла в беспокойное движение. В мэрии заговорили о борьбе с незаконной рекламой, а компании начали делить активы. Как всегда, решающим аргументом в противостоянии стал административный ресурс.

 

Единство закона и борьба противоположностей

Вплоть до 2012 года на рынке рекламы Тольятти «разделял и властвовал» руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Хетаг Тагаев. Он, как говорят наблюдатели, сохранял «дружественные» отношение и с «Ректолом», и с «Миллениумом», в разные периоды «поддерживая» то одну, то другую компанию. В 2012 году он покинул администрацию, а возглавляемый им департамент был реорганизован в управление. Тогда же у рекламщиков истекли сроки действия разрешительной документации на большинство рекламных конструкций. Городская администрация обратилась в арбитражный суд с рядом исков к «Ректолу», «Миллениуму» и аффилированных им компаниям, пытаясь обязать ответчиков демонтировать конструкции по конкретным адресам. Но пока иски ждали своего часа, власть сменилась.

Недоброжелатели говорят о том, что предвыборная кампания пришедшего в 2012 году мэра Тольятти Сергея Андреева не только разворачивалась на площадях компании «Ректол», но и спонсировалась её конечным владельцем Александром Котляром. «Долги нужно возвращать», - замечает один из собеседников Засекин.Ру, комментируя расположение мэрии к «Ректолу». Тогда же управление потребительского рынка мэрии возглавил Рафаиль Сунгатуллин, который, в свою очередь, трудоустроил бывшего директора ООО РИА «Ректол» Алексея Юрьева. Судебные претензии к «Ректолу» сменились на милость - ввиду систематической неявки истца на заседания арбитраж оставил иски без рассмотрения.

«Из полторы тысячи рекламных установок, которые принадлежат фирмам, аффилированным г-ну Котлярову, большая часть не имеет права осуществлять рекламную деятельность, - рассказал депутат Городской думы Тольятти Борислав Гринблат. - Срок разрешения на рекламу у них истёк как минимум весной этого года. Я обратился в правоохранительные органы с тем, чтобы привлекли к ответственности исполнительную дирекцию данных фирм, потому что фактические доходы, которые они сейчас извлекают, а их можно считать десятками миллионов рублей, можно считать незаконным обогащением. Это касается всех рекламных компаний в Тольятти, и сейчас мэрия выдвинула предписание на снос рекламных установок всех компаний, кроме «Ректола».

 

Нешуточная игра в монополию

По словам экспертов, в настоящее время до 90% рекламных поверхностей Тольятти контролируют ООО «Ректол» и аффилированные ему компании. Все прочие игроки постепенно покидают  тольяттинский рынок наружной рекламы. «Ректол», монополизировав рынок, перестраивает его в соответствии с собственными интересами – экономическими и политическими.  Так, в течение одного месяца компания на 50% повысила стоимость размещения биллборда - с 12 до 18 тысяч рублей. Кроме того, все рекламные конструкции, по словам политического консультанта Фёдора Быстрова, «обрели красно-жёлтый цвет».

Дело в том, что в преддверии выборов в Тольяттинскую городскую думу борьба за рекламные площади приобрела явный политический характер. Сегодня в Тольятти активно «спиливают» рекламные конструкции всех конкурентов «Ректола». Например, несколько дней назад были демонтированы  городские афиши, где размещались площади рекламного агентства «Городская афиша», при этом сами спиленные конструкции принадлежали муниципалитету. Как сообщил пресс-центр мэрии, договор аренды с рекламщиками закончился в июне этого года, и город не стал его продлевать из-за «выявленных грубых нарушений законодательства при заключении». Демонтаж афиш же объяснили износом конструкций.

«Нам до последнего обещали продлить договор аренды, но в итоге отказали, - рассказал  директор «Городских афиш» Сергей Милых. - У нас вообще весь город будет скоро принадлежать только одному агентству «Ректол». Учитываются только их интересы. Скоро начнут резать перетяги рекламных агентств «Миллениум» и «Кентавр». И кроме «Ректола» в городе никого не останется».

«Для того чтобы объяснить, почему «Ректолу» оказаны такие привилегии, достаточно проехать по городу и посмотреть, кого продвигает эта компания на грядущих выборах, - рассуждает Фёдор Быстров. - Компания аффилирована к администрации города и ряду политических партий. Повсеместно снимаются баннеры коммунистов, зато всё больше баннеров партии «Родина», «Декабря» и «Гражданской платформы».

Дело в том, что бенефициар «Ректола» Александр Котляр, помимо благотворительности в пользу Сергея Андреева, практикует и более активные формы политической деятельности. По слухам,  именно он ведёт проект партии «Родина» на уровне Тольятти. Партия-спойлер, также как «Декабрь» и «Гражданская платформа», должна оттянуть голоса тольяттинцев от КПРФ и «Справедливой России», и помочь утвердиться в Городской думе партии «Единая Россия».

 

«Рекламная платформа» Михаила Прохорова

«Гражданская платформа», кстати,  оказалась здесь в совершенно особом положении. Некоторые до сих пор считают партию Михаила Прохорова «оппозиционной» силой, при этом, по последним данным, именно его структуры управляют сегодня рекламной и политической ареной Тольятти. Буквально вчера экспертный портал Засекин.Ру получил информацию о том, что «Ректол» был поглощён федеральной рекламной компанией Gallery, в числе акционеров которой имеется фонд Baring Vostok Capital Partners, сотрудничающий с «самым высоким бизнесменом».

«Насколько я знаю, компания уже в нашем составе, теперь это ООО «Галлери», - рассказала в телефонном разговоре с корреспондентом Засекин.Ру директор департамента корпоративных коммуникаций Gallery Оксана Савельева. - Мы работаем на поверхностях этого оператора».

Всё это, с одной стороны, говорит об усилении влияния Прохорова в Тольятти, где уже сидят дружественный ему мэр и гендиректор градообразующего предприятия ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров, с другой стороны, олигарх, видимо, использует своё влияние и для того, чтобы помочь пройти в Думу выдвиженцам от «Единой России».

«До конца предвыборной кампании осталось три недели, - рассуждает Фёдор Быстров. - Думаю, что здесь даже и разговора о бизнесе нет. Определённым силам нужно развесить по улицам определённые баннеры. Рекламный рынок сегодня – политическое орудие. Всё изменится после 8 сентября. Тогда уже начнут разбираться, кто, что нарушил, но будет поздно, да и неважно».

 

Елена Вавина