Торжественная церемония открытия памятника первому самарскому воеводе Григорию Осиповичу Засекину с элементами театрализации, просмотром историко-патриотического фильма, плясками и «фольклорными песнями» XIX века в исполнении Волжского народного хора имени Петра Милославова задержалась минут на сорок. И около пятидесяти весьма известных в Самаре граждан, депутатов, чиновников, журналистов, актёров, писателей, и около тысячи школьников, учащихся, студентов и примкнувших к ним бабушек и внуков вынуждены были томиться под ласковым солнцем в ожидании исторического события. Самые стойкие, естественно, стояли, остальные присели и прилегли прямо на газонах.

И вот на больших экранах с двух сторон сцены, обрамлённой металлическими конструкциями с наклеенными на них декорациями деревянной крепостной стены с башнями, появились три «лодьи» со стрельцами. Два стилизованных судна издавали тихое моторное звучание, одно плыло само, как во времена Федора Иоанновича.

Зачитав Указ царя, написанный, по одной из версий, Борисом Годуновым, ведущий пригласил на сцену Николая Меркушкина, Дмитрия Азарова, Александра Фетисова и автора скульптуры основателя самарской крепости на лихом коне Карэна Саркисова.

После патетических выступлений, в которых квазиреалистический памятник был назван «бронзовым чудом», а усилия по его установке и изготовлению «выдающимися», главные официальные лица наградили историков Эдуарда Дубмана, Петра Кабытова и Глеба Алексушина почётными грамотами, вспомнили приболевшего краеведа Александра Завального, говорившего о необходимости памятника основателю города еще 30 лет назад, и проследовали к мраморному постаменту c конной скульптурой, которая была разоблачена под восторженные вздохи впереди стоящих пожилых дам.

Это случилось в пятницу, 12 сентября 2014 года в жаркий осенний полдень, в последний день бабьего лета на набережной реки Волги, чуть сбоку от Полевого спуска под Дворцом бракосочетания…

 

Глеб Райт

Фотографии Сергея Осьмачкина