Заявление Дмитрия Азарова о том, что «необходимость установки памятника митрополиту Иоанну Снычёву не вызывает сомнений ни у кого», а речь идёт лишь о том, где и какой монумент устанавливать, не соответствует действительности. В открытом письме самарскому мэру ряд представителей гуманитарной общественности заявляет, что установка памятника Снычёву «стала бы позорным несмываемым пятном на всем облике нашего города».

Группа докторов и кандидатов наук, литераторов и социологов (под письмом в настоящее время значатся 24 подписи) считает, что «последовательный антисемитизм был не просто пунктиком Иоанна Снычёва, но его базовой идеологией, теоретической и практической программой действий, основанной на дремучем невежестве и некритически усвоенной традиции антисемитских фальшивок типа «Протоколов сионских мудрецов». Благо, что в самой Русской православной церкви в своё время открещивались от взглядов этого ревностного крайне правого деятеля в силу их очевидной одиозности, сочетавших сталинизм неосергианства и черносотенный имперский патриотизм».

Напомним, что Иоанн Снычёв приехал в Куйбышев 15 сентября 1960 года, будучи определён священником и ключарём Покровского кафедрального собора. 25 ноября 1965 года постановлением Священного Синода назначен епископом Сызранским и викарием Куйбышевской епархии, временно управляющим Ульяновской епархией. С 1969-го до июля 1990 года служил епископом Куйбышевским и Сызранским.

Одиозную всероссийскую известность Иоанн Снычёв получил лишь после того, как стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, когда был объявлен своим помощником и пресс-секретарём Константином Душеновым духовным лидером националистической оппозиции. В 2010 году Душенов был осуждён на три года за совершение действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды…».

Митрополит Иоанн Снычёв ратовал за причисление к лику святых Ивана Грозного, который был для него идеалом правителя, и оправдывал опричнину. В своих книгах и статьях позволял себе откровенные ксенофобские и антисемитские заявления. Скончался он 2 ноября 1995 года на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона».

Скандал вокруг увековечения в Самаре памяти митрополита Иоанна Снычёва разгорелся после того, как в конце ноября этого года стало известно, что глава Самары Дмитрий Азаров отменил постановление экс-мэра Виктора Тархова об установке памятника митрополиту в сквере на площади Куйбышева, сославшись на нарушение формальных процедур.

Однако уже 6 декабря самарский градоначальник встретился с представителями двух инициативных групп. Как сказано в официальном пресс-релизе мэрии, «общественный комитет по увековечиванию памяти просветителя» настаивает на монументе, чей проект разработал ныне покойный скульптор Вячеслав Клыков. Установить его предложено в одном из скверов площади имени Куйбышева. Альтернативный вариант есть у Попечительского совета по увековечиванию памяти митрополита Иоанна, сопредседателями которого являются экс-мэр Самары Виктор Тархов и депутат Губернской Думы Александр Колычев. Они представили проект парного памятника, изображающего отца Иоанна и его наставника, предшественника на посту митрополита Куйбышевского и Сызранского — владыку Мануила. Совет предложил установить этот монумент на Ильинской площади (угол улиц Красноармейской и Арцыбушевской).

Дмитрий Азаров резюмировал состоявшееся обсуждение следующим заявлением: «Широкое обсуждение позволит нам отделить тех людей, которые действительно хотят увековечить память Иоанна Снычева, от тех, кто хочет реализовать свои амбиции. Нам на самом деле нужно соломоново решение. Сегодня прозвучала правильная мысль о том, что делать это надо быстро, не затягивать опять на годы. Выбор вправе сделать городское сообщество. После совета с Общественной палатой, депутатами будет организовано обсуждение двух проектов и мест их расположения».