Вы хотите знать, что и как вещал почти полтора часа Николай Иванович 31 августа 2017 года в областной телепрограмме «Главная тема»? И кто угрожал «выбросить голову там» его ученика Олега Фурсова, получившего от учителя за подготовку к Мундиалю лишь троечку с плюсом? Нет? Не хотите? Устали слушать и не слышать клинически ясный и постоянно распадающийся рэп главы региона? Вы больше не поклонники сольных баттлов акына Меркушкина, вы привыкли к тому, что это стало сорокинской нормой нашего маховичного существования? «Засекин» отлично вас понимает. И всё равно предлагает вашему вниманию очередную дословную расшифровку основных фрагментов очередного губернаторского звукоизвлечения. Потому что это и есть самый глубокий анализ нашей общественно-политический реальности. В самом прямом медицинском смысле слова «анализ».

 

Меркушкин о «Самара Арене» после визита Виталия Мутко, «раскружаливании» и мундиальном благоустройстве

«Ну, а что касается стадиона, как главного объекта. Конечно, работы там очень много. Но, а какие-то опасения там вот так вот, где мы бы могли считать, что где-то мы сорвёмся в итоге, сейчас таких моментов нет. И Мутко это знает, что все принципиальнейшие вещи – они разрешены. Ну, смонтированы, смонтирован купол. Купол – самая ответственная часть, да. Сейчас там будет процесс раскружаливания так называемый. Когда опоры будут убирать, когда купол сам будет садиться и держаться за счёт вот, ну, тех конструкций, которые в итоги были смонтированы. Это тоже не простая задача, но она поэтапно будет делаться. В течение трёх, примерно, четырёх недель полностью будет завершена. Мы вчера, я был  там больше четырёх часов на стадионе, ещё раз всё прошли с подрядчиком и не только с подрядчиком, со специалистами нашими, московскими. «Спорт-Инжиниринга» - основного заказчика от правительства Российской Федерации. Смотрели ещё ряд вопросов, в том числе определились по кровле. Окончательно определились по кровле. Ну, потому что там были вопросы, потому что разные точки зрения. Мы нашли компромисс, где внешне кровля будет не отличаться от того, как мы его проектировали. Вот. Технологически он будет удобней даже. И по скорости монтажа там в два раза быстрей можно смонтировать. Поэтому здесь тоже сейчас мы, все договорённости я подписал, документы, необходимые для этого согласования, и они начнут на будущей неделе работы. Даже уже частично начали в нижней части кровли. И пока идёт раскружаливание наверху там, в центральной части, они будут доходить туда. Это, примерно, займёт там два с половиной – три месяца работы. Вот.

Срок. Всё равно основные работы – это декабрь. Конец декабря. Все основные работы будут сделаны. Что касается сдачи там, передачи сначала «Спорт-Инжинирингу», подрядчикам. А потом «Спорт-Инжиниринг» его  будет сдавать ФИФА. ФИФА будет принимать. ФИФА будет принимать стадион где-то в середине мая. Он должен полностью перейти в распоряжение ФИФА. Уже ФИФА никого туда пускать не будет. Там уже будет полная подготовка к Мундиалю. И в течение января – февраля там все сдаточные вопросы, процессы там, я думаю, ну, как край, там, может быть, начало марта будет всё, в общем, эти работы по оформлению документации там, все проверки дополнительные. И там Ростехнадзор и так далее, они будут проведены. Первые, первые контрольные матчи там должны быть, как минимум, два, а может три контрольных матча. Вот. Они должны быть проведены нами в апреле. Причём первая декада апреля – первый матч. И потом конец апреля, условно, или середина апреля – второй матч. Это тестовые матчи. Это обязательно тоже до принятия ФИФА, они должны быть. Поэтому вот сроки, которые там, что касается стадиона, от которых мы уйти никуда не сможем. Вот. Работы в понедельник начнутся по газону. И это тоже вписывается там в нормальные там рамки, что газон, специалисты, которые делали и за рубежом, и в стране, в общем, это одни из лучших специалистов в Европе. Они гарантируют, что газон будет абсолютно, стопроцентно будет отвечать требованиям ФИФА. Ну, поле – это, да, из важнейших элементов.

Много очень благоустройства. Очень много благоустройства. И в зоне стадиона. А есть зона стадиона – это от самого стадиона ещё сто двадцать метров. Сейчас там ведутся активно работы по благоустройству. Мы вчера договорились, мы будем подавать асфальт столько, сколько нужно ПСО «Казань». Потому что там были проблемы определённые у них, у подрядчика, И мне сегодня уже доложили, что стопроцентно сегодняшний заказ выполнен. И если так будет, то они достаточно быстро территорию всю заасфальтируют. Договорились там в одном месте мы по благоустройству, может быть, сделаем там изменения, которые создаст удобства и для болельщиков, и в итоге общая видимость там в северной части стадиона будет лучше. Это тоже в понедельник это решение будет принято. Ну, это такое локальное, скажем, небольшое, ну, важное тоже. У нас очень много благоустройства вне стадиона. Там будут очень сжатые сроки работы. Но с четвёртого сентября начнёт, начнутся основное вот сорокаметровая, где пешеходы будут идти на стадион. А мы укладывать будем плитку, асфальт. Зоны открыты теперь. Генподрядчик эту зону освободил. И мы можем сейчас вести работы. У нас есть ещё, ведётся в некоторых местах коммуникации. Почему? Потому что вокруг стадиона много техники. И попадает там в двух местах, попадает как раз там, где установлена техника, там ПСО, значит, сейчас там в течение недели тоже это генподрядчик будет открывать, ну, снимать и перебазировать технику на другую площадку. И мы проложим, это наша ответственность, мы проложим, ну, это там сто пятьдесят – двести метров до стадиона, доложим коммуникаций там. Два вида осталось. Это некритично совсем. Ну, естественно, благоустройство территорий. Благоустройства там у нас очень много.

Развязки делаются. Дороги делаются. По дорогам у дорожников наших, они, что к концу ноября гарантируют – всё там будет готово. Всё сделано. Сейчас ведутся активно работы. Основная трасса – четырёхполоска, которая пройдёт и около стадиона, и около Гагарин-центра, основная дорога. Это с Волжского шоссе был выход на Демократическую. Но как бы обрезает, если с оттуда с Волжское шоссе. Ну, там есть у нас один выход, но выходит там на кольце, когда на Красную Глинку налево поворачиваешь сюда, а это будет выход намного ближе. Значит, это основная дорога. Срезать угол и с этой части дороги ближе стадион, и отсюда. Там подъезды будут, вот это основная дорога, она сейчас активно делается. Дорога Дальняя так называемая, она уже до стадиона дошла. И дальше она ещё метров четыреста осталось, она соединяться будет вот с этой основной дорогой. Поэтому по дорогам на территории стадиона там тоже больших проблем нет. Там щебёнки уже, там уложены, уже асфальта много уложено. Ну, есть небольшие участки, где метров двести, где тоже стоит техника, и там земля не всё там, надо её убрать. И, я думаю, в течении недели ПСО «Казань» тоже это сделает, нам фронт работ откроет.

Что касается Московского шоссе – сегодня открывается ночью полностью в районе Кировского проспекта тоннель. Полностью, как обещал подрядчик. Что первого сентября, значит, будет всё работать. На Раките через два дня, ну, через два, максимум, через три дня откроется движение. Через три-четыре дня и там, и тут откроется движение по кольцу. Наверху. И на Кировском шоссе, и на Раките. То есть в течение трёх-четырёх там, максимум, пяти дней полностью движение будет открыто».

 

О том, какую оценку Николай Меркушкин поставил бы Самаре за подготовку к Мундиалю

«Пока бы я поставил удовлетворительно. Ну, если уж из школьных оценок, то три с плюсом. Почему? Потому что не везде мы ещё добиваемся того качества, которое должно быть. Это требует ещё с нашей стороны дополнительной работы, работы с подрядчиками. Это первое. Не научились тонко делать то, которое это требует, это очень тонкая работа. Там, где колодцы, чтобы колодцы ты не почувствовал, что ты проехал по нему, Это снова профессионализм наших дорожников. И мы сейчас очень жёстко спрашиваем, заставляем переделывать. Посылать учиться там в Москву, даже в Германии специалистов приглашали, как это должно всё делаться. Это от этого будет зависеть, сколько долго мы потом сохраним асфальтное покрытие. Вот. Ну, а в целом, если брать, конечно, произошли большие изменения, делаются достаточно большие объёмы. Вот. Ну, четырнадцать с половиной миллиардов рублей. Когда-то там три-четыре года назад, когда говорили: вот, если по три с половиной миллиарда бы давали на самарские дороги ежегодно, то мы бы за четыре года сделали всё. Сейчас три  с половиной умножь на четыре, то есть мы в один год столько же, сколько когда-то там мечтал кто-то там». (Напомним нашим читателям, что мечтал об этом предыдущий мэр Самары Дмитрий Азаров – ред.)

 

Меркушкин об угрозе расправы над Олегом Фурсовым и противодействии членам общественных советов микрорайонов

«У нас много разных случаев там. Мэру Самары заявляли, что вот это мы делали и будем делать. А если ты сунешься там, то тебе голову свернут и выбросят голову там. Всё есть, но это всё придёт, мы приведём всё это в порядок. Я абсолютно в этом уверен. И торговать будут в тех местах, которые будут определены, будут платить за те места, которые им будут определяться по тем расценкам, которые в итоге тот же общественный совет или районная администрация утвердит, значит, и так далее».

 

Меркушкин об аутсайдерстве в «проплаченных» рейтингах и лидерстве в «государственном» рейтинге губернаторов, продвигающих образ будущего

«Кремль создал институт, где оценивают в том числе работу губернаторов. Не те, которые там на коммерческой основе, разных у нас много, которые дают рейтингу. Платишь – они тебя поднимают. Не платишь – опускают. Государственный создали. Те частные все были. Не платишь – опускают. И я, как я не в Мордовии, и как не приехал в Самару, принципиально мы никому ничего не платим. Абсолютно никакому институту. Тратились там огромные деньги, и в том числе там часть дорог почему у нас сейчас хорошие – потому что в том числе это оттуда. Сотни миллионов рублей тратилось на эти цели. Даже суммарно за миллиард рублей уходило. Это огромные деньги. Вот. А это институт государственный создали, чтобы уйти вот от того, что всё покупается и всё продаётся в том числе. И они определили как бы модель, как оценивать, главную модель, работу губернаторов. Это насколько работает власть на будущее. То есть решает и сегодняшнюю задачу, и насколько там решается задача завтрашнего дня. В развитии. И когда они проанализировали там всё, что мы делаем, всё, что мы делаем сегодня, которое будет давать завтра, или делали пять лет назад и уже сегодня есть результат. Сегодня, то есть, понимая, что именно тренд будет в этом направлении закладывалось, да.

И те все эти вещи, которые по высшему образованию у нас. Сейчас у нас четыре вуза в пятидесятке, ну, в пятидесяти лучших вузов страны. Мы обошли Татарстан по этому показателю, да? Раньше у нас ни одного не было. У нас СГАУ был пятьдесят третьим, а всё остальное было дальше. Вот. Это тоже, это образование, высшее образование. Вот о школах мы говорили. Школа будущего, да…

Мы с самого начала занялись спортом. Кому-то казалось, что вот, может быть, вот спорт, я люблю там, ещё что-то. Спорт в сегодняшней жизни – это ключевое условие здорового общества. И физически здорового, потому что мы сегодня воду не носим, как раньше восемьдесят процентов, дрова не рубим. Восемьдесят процентов жило шестьдесят – семьдесят лет назад в сельской местности, да? И ребятишки все там работали. Работали, они за счёт этого как бы характер, крепли и так далее. А сейчас, когда вот он за учебниками или за компьютером днями, ночами сидит и когда преподходит к тебе медаль получать, да, и он руку подаёт мимо тебя, потому что у него уже всё, зрение и не только зрение, очень многое нарушено. Исключительно важно физическое здоровье. И понятно, если мы увлекли молодого парня или там подростка, где он выкладывается или на поле, или там на площадке спортивной, он уже в подворотне ничего не будет делать. И если ещё рядом с ним грамотный тренер и так далее. Это работает, понятно, на будущее. На здоровое поколение, нацеленное на будущее. С характером. Конкурентоспособный и так далее».

(Придётся совсем немножко, чуть-чуть совсем, огорчить Николая Ивановича. К сожалению, в первую тройку «Индекса активности глав регионов по продвижению образа будущего» определил самарского губернатора не «государственный институт», а «коммерческий», как он выразился, фонд «Петербургская политика». Тот самый, что за чьи-то огромные деньги уже четвёртый месяц подряд помещает Самарскую область в последнюю аутсайдерскую группу субъектов Федерации со «слабой устойчивостью». А в лидерах двигателей образа будущего Меркушкин оказался вовсе не за то, о чём говорил во вчерашней «Главной теме». Попал он туда, оцените юмор прокремлёвских экспертов, за идею «очень сильно разгрузить дороги Самары, если соединить все мосты сплошной трассой», а также предложение объединить «для развития семеноводства в единый кластер Самарскую сельхозакадемию, Безенчукский институт сельского хозяйства и НИИ имени Константинова». А ещё за стремление построить канатную дорогу до Южного города, спроектировать «Гагарин-центр» и реализовать соглашение с «Новатэком» о строительстве «самого крупного завода в мире, который даст потенциальный объём заказов для предприятий региона на сумму более 50 миллиардов рублей и работу более десяти тысячам человек». Ну и, конечно, за желание наконец-то запустить новый кардиоцентр «Клиника сердца», несмотря на то, что его партнёр по этому строительству, директор ООО «Современные медицинские технологии» Сергей Шатило стал фигурантом уголовного дела и обвиняется в картельном сговоре. А Экспертный институт социальных исследований, который, наверное, имел в виду Меркушкин, хоть и является близкой к Кремлю структурой, но зарегистрирован всё-таки, как и фонд «Петербургская политика». То есть в качестве негосударственной некоммерческой организации – прим. ред.)

P.S. Говорил вчера Николай Иванович и о самарской «школе будущего и Насте из Бугульмы, сбежавшей от президента Татарстана, чтобы учиться в Самарском медуниверситете. О битье советских рекордов урожайности и полуподпольной продаже алкоголя, от легализации которой с помощью общественных советов микрорайонов губернатор хочет получить в бюджет четыре с половиной миллиарда рублей. А также о «Крыльях Советов», которые при Меркушкине дважды вылетали из Премьер-Лиги, но через несколько лет с помощью местной футбольной вертикали будут бороться за европейские кубки. Но сил и это расшифровать у «Засекина» уже не было…

Подготовил Лев Городецкий