Вчера в Самаре состоялось первое заседание нового консультативного органа – экспертного совета при областной избирательной комиссии. Совет создан по инициативе Центризбиркома и, как предполагалось, должен был стать декоративным, не приносящим беспокойств «украшением». Но после долгого формального обсуждения уже принятых вышестоящими инстанциями решений, оказалось, что есть вопросы поинтересней.

«Для того чтобы поднять уровень доверия населения и непосредственных участников выборов к избирательному процессу», власти Самарского региона решили учредить новый номинальный орган — экспертно-консультативный Совет при областном избиркоме. Членами его, преимущественно, стали непримиримые борцы с «нечестными» выборами в Самарской области: адвокат Андрей Соколов, социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко, политтехнолог Олег Молчанов, руководитель самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко, широко популярный в чиновничьих кругах общественник Григорий Еремеев и другие.

Отметим, что подобный орган существует также и в некоторых других субъектах РФ. Так, например, в Москве действует аналогичный самарскому Общественный штаб по наблюдению за выборами, который возглавляет главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

[Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]

30 мая в Самарской областной избирательной комиссии состоялось первое заседание экспертно-консультативного Совета (ЭКС). Председателем нового органа стала член Самарского облизбиркома с правом решающего голоса Оксана Круглова (экс-координатор самарского отделения ЛДПР), заместителем был избран политический юрист, член Российской ассоциации политических консультантов Олег Молчанов (прославившейся осенью прошлого года на всю Россию прогнозами о скорой отставке губернатора Самарской области Николая Меркушкина), секретарём Совета избрали журналиста Екатерину Маяковскую. [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] Также в состав ЭКС вошли кандидаты, предложенные местными отделениями политических партий, редакциями СМИ, вузами и территориальными избиркомами Самарской области.

Добавим, что на пост заместителя председателя ЭКС выдвигался «справедливоросс» Тимур Абызов, однако поддержки среди членов Совета он не нашёл.

Повестка дня первого заседания носила скорее формальный характер. Помимо уже заранее утверждённого Положения о деятельности ЭКС, собравшиеся ознакомились с изменениями в системе избирательного права, а также с новой технологией изготовления протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом (QR-код). Такое новшество позволит ускоренно вводить данные протоколов в ГАС-выборы и сведёт к минимуму ошибки, обеспечивая тем самым большую безопасность при обработке голосов избирателей.

Другое новшество – видоизменённые открепительные удостоверения, которые теперь называют просто заявлениями и планируют снабдить «саморазрушающимися марками». Это новшество якобы, не позволит организовывать круизное голосование. Хотя при ближайшем рассмотрении новая система слишком похожа на старую, но с новым названием и наклейками.

Изрядно утомлённая рассказами о реформах российского избирательного права публика в конце заседания оживилась при выступлении социолога Дмитрия Лобойко, который выдвинул на рассмотрение собравшихся короткий и благодатный путь отправки губернатора Самарской области в скорейшую отставку. Лобойко предложил очень либеральную схему, чем ввёл присутствующих в лёгкий шок:

«Для того, чтобы гражданин смог зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты, он должен собрать не более 2% подписей избирателей. Для выдвижения в качестве кандидата в президенты РФ таких подписей необходимо собрать около 300 тысяч. Но для того, чтобы зарегистрировать инициативную группу по отзыву со своего поста губернатора Самарской области, согласно региональному закону от 2012 года, необходимо собрать подписи не менее 25% граждан, проживающих в регионе. То есть на сегодняшний день для того, чтобы инициировать отзыв главы региона, необходимо собрать подписи 628 тыс. человек — в два с лишним раза больше, чем необходимо кандидату в президенты страны. Установленный процент делает закон формальным и неисполнимым. Напомню, что мы здесь с вами собрались для того, чтобы доверие населения к выборам всё же появилось. Поэтому я предлагаю инициировать внесение изменений в соответствующий закон Самарской области и снизить планку с 25% до 1-2%. Таким образом, необходимо будет собрать порядка 60 тысяч подписей жителей губернии. В современных реалиях это тоже почти невыполнимая задача. Однако у жителей Самарского региона всё же будет складываться впечатление, что они могут повлиять на избирательный процесс и выразить своё мнение относительно действующей власти. Последнее время в Самарской области регулярно проводятся митинги протеста, и население требует отставки местного правительства и губернатора. На эти акции регулярно выходят тысячи граждан. И это только те, которые пришли, а есть ещё те, кто не доехал до Самары или стесняется митинговать… На мой взгляд, мы должны предоставить жителям Самарской области право влиять на то, кто нами всеми руководит».

Напомним, что основной целью нового органа станет популяризация избирательного процесса у населения Самарской области, а также повышение «градуса» доверия у непосредственных участников процесса. Все последующие выборы, которые будут проходить на территории 63-го региона, декларирует Самарской облизбирком, должны стать максимально прозрачными.

В Самарской области наблюдение за ходом подготовки к выборам всех уровней власти также наблюдают постоянно действующие комиссии, в состав которых входят члены Общественной палаты Самарской области, Уполномоченный по правам человека в Самарской области, а также иные организации. Однако на выборах 18 сентября 2016 года (это пока беспрецедентный случай в области) в Самарский регион была направлена мониторинговая группа от Совета по правам человека при Президенте РФ. Члены комиссии оценивали как подготовку Самарской области к Единому дню голосования, так и присутствовали в регионе непосредственно 18 сентября. Но даже такие превентивные меры не смогли способствовать полной «прозрачности» избирательного процесса. В мае 2017 года явку с повинной региональному Следственному управлению дал глава сельского поселения Рождествено. Анатолий Кудяиров признался в фальсификации выборов на вверенной ему территории, а также назвал имена своих подельников. В ходе допроса в рамках возбужднного уголовного дела Кудияров заявил, что руководствовался при фальсификации исключительно благими намерениями — возлагал на партию «Единая Россия» надежды в помощи по благоустройству родного поселения. При этом в правоохранительных органах подчеркивают, что фильмы-«разоблачения», которые монтировал после думских выборов постоянный оппонент губернатора Меркушкина губернский депутат Михаил Матвеев, в данном случае особой роли не сыграли. Вся синематека депутата-оппозиционера в настоящее время так и осталась невостребованной для полиции.

Екатерина Морозова