Губернатор Самарской области за довольно короткий срок своего правления увеличил внешний долг региона более, чем в два раза, на этом фоне растет безработица и падают доходы. Но проблема экономики региона не в безграмотной работе властей, а в «провокаторах»«агентах влияния» и, без шуток, «Госдепе»«Денег нет, держитесь, всего доброго», - говорит премьер-министр нищей пенсионерке, и тут же пожилую женщину местные власти объявляют провокатором. Засекин.Ру поговорил о политике и «альтернативном дискурсе» с блогером, политтехнологом, руководителем пиар-агентства «Экономика и Власть» Дмитрием Савчуком.

 

- Дмитрий, давайте начнём с общих вопросов… Как вы оцениваете общественно-политическую обстановку в стране, регионе, городе?

- Могу об этом говорить сутками, но постараюсь кратко. Ситуация непростая: протестные настроения россиян стремительно растут, как бы «кремлёвские социологи» не пытались это скрыть. Можно сколько угодно «редактировать» итоги голосования в пользу «Единой России» или рисовать радужные рейтинги доверия властям – нарастающего социального протеста не избежать. В основе недовольства россиян лежат отнюдь не политические предпочтения, а банальное желание сытно «пожрать». Сделать это становится всё сложнее: инфляция, безработица, отсутствие сбережений, массовая закредитованность населения. Уровень благосостояния граждан стремительно падает – это неоспоримый факт. И именно он представляет главную опасность для действующего губернатора на ближайших выборах.

Не успела ещё Россия оправиться от затрат на Олимпиаду-2014, правительство стремительно начало закапывать деньги в землю в рамках строительства объектов чемпионата мира по футболу 2018 года. Всё это проходит на фоне падения мировых цен на нефть, экономических санкций, войны в Сирии, плюс ДНР/ЛНР, уничтожения малого бизнеса, роста уличной преступности, громких коррупционных скандалов. Учитывая дефицит федерального и региональных бюджетов на 2016 год, можно смело прогнозировать ещё больший рост недовольства социально-экономической политикой государства. Причём, за ошибки федерального правительства отвечать на местах придётся мэрам и губернаторам. Как только начнутся задержки выплат бюджетникам, главная опора действующей власти пошатнётся. Если в сытые времена ещё можно было откупиться скромной «финансовой подачкой», то к сентябрю закрывать рты недовольным  будет попросту нечем.

- Это касается и Самарской области?

- Губернатора Николая Меркушкина и главу Самары Олега Фурсова в ближайшее 2-3 года ожидают серьезные политические испытания. Кто-то в стране должен нести ответственность за экономический кризис. Кремль чётко обозначил, что виновников необходимо искать среди региональных коррупционеров. Банкетный скандал Фурсова, уголовное дело Альберта Навасардяна (замминистра здравоохранения Самарской области – прим.ред.), следственные действия в отношении застройщиков стадиона – всё это звенья одной цепи. Чем ближе будут выборы президента, тем больше уголовных дел ожидается. Владимира Путина выводят из-под удара. Силовики получили карт-бланш из Кремля. Это касается не только Самары. По другим регионам ситуация аналогичная. Избирателям словно кидают кость: ответственными за кризис в стране назначаются региональные чиновники. Администрация президента легко выигрывает два-три года спокойной обстановки, грозит укоризненно пальчиком губернаторам и проводит выборы с минимальными имиджевыми потерями Путина в «голодной стране».

- Губернаторы в регионах – это как бы аватары президента. Им тоже не хочется отвечать за кризис. Как Меркушкину выйти с минимальными имиджевыми потерями?

- Николаю Ивановичу бесполезно что-либо советовать. Он никого не слышит. Легче его заменить.

- На словах легче, а на практике бывают нюансы… Если серьёзно, без шуток?

- Какие могут быть шутки? Единственным человеком около команды губернатора, который предвидел грядущую политическую опасность для региональных властей и предлагал хоть какие-то полезные идеи, был Эрнест Старателев. Но политтехнолога отрезали от бюджетов, а его бизнес-партнера Дмитрия Бегуна и вовсе посадили за решётку. Ни Меркушкин, ни его ближайшие соратники не понимают, как работать с лидерами общественного мнения, как заигрывать с региональной элитой, как работать с информацией. Советские времена давно прошли, но в голове Николая Ивановича, кажется, по-прежнему живёт «совдепия»Если выступление перед публикой, то не меньше шести часов. Если газета, то миллионными тиражами. Если хвастаться перед Кремлём, то обязательно результатом в 97% рейтинга «Единой России». Пугающая зацикленность на размерах и больших цифрах. Понятно, что его когда-то научили так работать и теперь по-другому он не умеет. Что хуже всего, он не хочет учиться, слушать экспертов. Меркушкин был слепо уверен, что раз за ним Путин, ему ничего не угрожает. Ошибся. Нельзя забывать, что в стране 85 субъектов Российской Федерации. И в каждом руководит свой «региональный Меркушкин». И никто из них на самом деле не входит в ближнее окружение Путина, а потому ради спокойствия избирателей пожертвовать могут любым.

- Что такого полезного для губернатора делали Бегун со Старателевым, что оказались в итоге в опале?

- Бегун и Старателев профессионально манипулировали общественным мнением. Они легко создавали региональные информационные тренды, преимущественно в сети Интернет. Порой было достаточно упоминания в нужном контексте фамилии бизнесмена, чтоб он пулей летел записываться на приём к губернатору. Как бы не критиковали блог Бегуна в «Живом журнале» (63ru), но этот инструмент по работе с лидерами мнений работал достаточно продуктивно. А если дополнительно подключался в поддержку пул областных блогеров, эффективность продвижения месседжа возрастала в разы.

- Тезис сомнительный, учитывая, что блог Дмитрия Бегуна «пугал» бизнесменов как раз тем, что его воспринимали как систему сигналов от «Белого дома»… Чем, кстати, плоха газета «Волжская Коммуна» с миллионным тиражом? У газеты есть свой сайт в сети Интернет. В чем принципиальное отличие продвижения информации через газету и через пул блогеров?

- Разница заключалась в целевой группе и интерпретации политических событий. Газета и телевидение работают с простыми обывателями: пенсионерами, бюджетниками, сельскими жителями и т. д. Областной пул блогеров работал строго с лидерами общественного мнения – это совершенно иная целевая группа. С точки зрения массовых коммуникаций, стратегически более важно накануне выборов убедить (сагитировать, завербовать, купить) одного лидера общественного мнения, чем 100 домохозяек. Каждый лидер общественного мнения (ЛОМ) – по сути, это ходячее средство массовой информации, который будет, как мантру, пересказывать альтернативную трактовку политических событий. Вы гораздо быстрее поверите информации, если вам её перескажет близкий друг на работе, на пьянке или своей персональной страничке в социальных сетях. Важно понять, что этот канал коммуникации не противоречит, а лишь информационно дополняет основные рупоры пропаганды. Просто даёт чуть иную интерпретацию событий – заполняет возникший вакуум между официозом и негативными слухами. Это дополнительная возможность точечно дотянуться до тех, кто не читает газет и не доверяет телевизионной пропаганде.

- Может быть, вы переоцениваете значимость сети Интернет? Так ли важны эти ЛОМы?

- Вы помните, как Сталин называл лояльную интеллигенцию? Инженеры человеческих душ. Даже в то время генсек понимал, что нельзя всех грести под одну гребёнку. Помимо основных источников пропаганды должны быть альтернативные каналы коммуникации: тогда это были театр, кинематограф, литературный журнал, слухмейкеры. Сегодня это сеть Интернет. Если власть не признает её значимость, нишу захватывает оппозиция, что и произошло в Самаре: региональный сегмент интернета на 100% захвачен так называемой «либеральной» оппозицией. Она ежедневно инициирует сотни антигубернаторских тем. И люди ей верят. Не всегда публично соглашаются, но верят. Потому что областная администрация экономит на профессиональных толкователях своих позиций. Зато бизнес активно пользует блогеров в своих целях – настойчиво шатает позиции губернатора.

- Если Бегун и Старателев так профессионально управляли общественным мнением, почему же от их услуг отказались?

- Очень просто. С наступлением кризиса перед командой Старателева встала дилемма: «Работать на благо Меркушкина или зарабатывать на нём». Парни сделали ставку на второй вариант. И проиграли.

- Насколько известно, областной администрации помогал ещё Дмитрий Котуков со своим пулом. Почему он тоже попал под сокращение?

- Работа Котукова строилась по совершенно иному принципу. Его пул блогеров производил минимум контента, но пытался компенсировать массовостью охвата. Если объяснять технически, они создали несколько групп в социальных сетях, закупили тысячи подписчиков в Одноклассниках и ВКонтакте и репостили прогубернаторский контент  туда. Иногда искусственно выводили темы в ТОП. Собственный контент не отличался креативностью. Его можно охарактеризовать как «лизость к власти»: переслащенная похвала губернатору и тонны лести. В виде исключения я бы похвалил блогера Нину Дюкову – она публиковала яркие фоторепортажи с публичных мероприятий. Но это особый жанр.

Когда Старателев попал в опалу, у Котукова был реальный шанс занять освободившуюся нишу – переключиться на продвижение контента среди лидеров общественного мнения за более скромные гонорары, чем это делали Бегун со Старателевым. Тем самым, Котуков автоматически повысил бы собственное влияние как в сети Интернет, так и в коридорах власти. Но он не смог: не хватило опыта, политического чутья, профессиональных знаний. А в условиях кризиса дублировать контент «Волжской коммуны» было политически нецелесообразно. Это понимали все. Поэтому в декабре пресс-секретарь губернатора Илья Чернышев принял решение пул разогнать, лишив бюджетного финансирования.

- А кого бы вы могли рекомендовать назначить руководителем пула блогеров, если бы губернатор вас об этом спросил?

- Конечно, меня подмывает назвать имя моего лучшего друга Михаила Куракина. Однако вряд ли он согласится. Михаил достаточно серьёзно интегрирован в политические процессы Тольятти. Самара ему по силам, но слишком велики риски попасть в зазор разборок региональной элиты, как между молотом и наковальней. Зная его осторожность, могу прогнозировать вероятный отказ. Более реальной выглядит кандидатура Дениса Шлаева.  Отчасти он уже занимает высвободившуюся нишу, а близость к ИД «Коммерсант» даёт ему весомый козырь в получении и ретрансляции политических слухов.

- Неожиданный выбор. А какими навыками должен обладать руководитель пула, и по какому принципу набираются сами блогеры?

- Всё зависит от поставленной задачи. В идеале, руководитель пула должен быть авторитетным лидером, немного журналистом, немного пиарщиком, немного режиссёром, немного специалистом по СЕО. Но, прежде всего, необходимо быть опытным психологом. Это важно. От блогеров не требуется столь яркого спектра навыков. Главное, чтоб они вместе были единой командой, как экипаж в танке: кто-то наводчик, кто-то механик, кто-то машинист. Журналисты из пула блогеров должны уметь находить информацию. Фотографы – её визуально дополнять. Пиарщики – умело выстраивать стратегию продвижения. Режиссеры – создавать политические перформансы.  Общественники – активно участвовать в публичных мероприятиях.

- Как потенциальный заказчик может определить, что соискатель должности руководителя пула блогеров действительно является опытным психологом?

- Коварный вопрос. Если за информационную политику в администрации отвечает профессионал, он по двум-трём вопросам определит глубину познаний соискателя. А если же дилетант, тогда чуть сложнее. Оставлю номер телефона в редакции, при необходимости помогу составить опросник. Обещаю никому о звонке не рассказывать и правильных ответов соискателям не давать.

Беседовал Фёдор Андреев