Накануне «прямой телевизионной линии президента России с россиянами» губернатор Самарской области Николай Меркушкин провёл очередную, почти шестичасовую, «приватную» встречу с избранными им и его помощниками региональными блогерами, многие из которых никогда не были и не будут известны широкому кругу граждан. В том числе и с отдельными представителями этой странной «профессии», позволяющими себе критически относиться к формам и методам «неусыпной заботы» губернатора о настоящем и будущем региона. Всего за одним столом с губернатором собралось порядка 30 человек. Очередной сеанс «слыха и слуха» поражает, прежде всего, своей протяжённостью и щедростью Меркушкина, не жалеющего своего драгоценного времени для воодушевления своих малых сторонников и «переубеждения» своих редких оппонентов.

Губернатор считает себя безусловным благом для Самарской области. Он горячий сторонник позитивной информации о своей деятельности и регионе и принципиальный противник критики, негатива и «самобичевания». Благодаря такой политике из маленькой Мордовии, откуда тридцать последних лет уезжали жители, сейчас уезжать перестали. Меркушкин согласился, что тратить почти полмиллиарда рублей на освещение своей работы в СМИ – это много, но раньше, до него, на это тратили в три раза больше. Тем не менее, губернатор будет и дальше оптимизировать эти расходы, как и количество своих портретов в подведомственных изданиях. Об источниках и размерах выделяемых средств на так называемый губернаторский пул блогеров через «Волжскую коммуну» и ООО «Социальные медиа» Николаю Ивановичу, оказывается, ничего неизвестно.

С горечью сообщил глава региона, что из-за своего предшественника, на обслуживание кредитов, взятых в 2010-2012 годы, в этом году уйдёт 7 миллиардов. Правда, увеличение долгов губернии в два раза уже при нём, он проблемой не считает. Здесь Меркушкин сослался на «западный опыт», где регионы могут иметь долги, составляющие от 60 до 80% от регионального ВВП.

Бизнес-состоятельность своих родственников Меркушкин не связывает со своей деятельностью во главе процветающей Мордовии. У него в семье кроме бизнесменов много учителей и врачей.

Свои слова про «Александра Матросова, амбразуру и самоубийц» на встрече в СамГТУ он по-прежнему считает вырванными из контекста и переиначенными врагами региона.

Любопытно, что, будучи глубоко убеждённым в необходимости реформы местного самоуправления в собственном варианте, отменившей прямые выборы мэров и депутатов городских Дум, он признался, что полномочия депутатов райсоветов ещё не определены.

Но главное для Меркушкина заключается в том, что Самара, по его мнению, получила шанс стать центром мировой космонавтики, здесь будет мощный образовательный центр и центр одарённых детей на базе Университета Наяновой. А кроме того в регионе стало развиваться сельское хозяйство, идёт подготовка к Мундиалю, поднимается промышленность и добывается уже 20 млн тонн нефти. До него этот показать равнялся 14 млн тонн. Однако Меркушкин хочет, чтобы было как в СССР – 36 млн тонн.

Острейший финансовый и социально-экономический кризис, коррупционные и криминальные скандалы, падение доходов жителей и отказ от целого ряда ранее намеченных проектов оказались за скобками большого и счастливого пути развития. 

Верит губернатор и в то, что на основе государственно-частного партнёрства когда-нибудь всё-таки удастся построить и магистраль «Центральную», проезд по которой на отдельных участках будет платным. Но пока пожелавший стать партнёром областного правительства ОАО «Газпромбанк» из-за трудной экономической ситуации не может софинансировать этот глобальный проект. Правда, если верить Николаю Ивановичу, он уже пять дней не может встретиться с министром транспорта Пивкиным, который избегает своего шефа. Несмотря на ответный смех блогеров, губернатор не сказал, что это была шутка.

И самое важное. Меркушкин недоволен, что за него проголосовали свыше 91% избирателей, пришедших на выборы. Его огорчает невысокая явка, и её он собирается значительно повысить. То есть, вполне вероятно, пойти на следующий губернаторский срок.

Это лишь некоторые тезисы очень долгой, очень пространной, очень продолжительной беседы.

Артём Веселовский