Очередное выступление губернатора Меркушкина стало поистине триумфом языкового деконструктивизма. Счастье присутствовать при этом умопомрачительном художественном явлении выпало участникам первого этапа августовской областной конференции работников образования в здании самарского театра оперы и балета. Даже «Засекин», который вот уже три последних года дословно расшифровывает произносимое гражданином Меркушкиным, справедливо полагая, что фанаберический, завиральный и контуженный язык высокопоставленного оратора разоблачает его гораздо точнее, чем любые критические инвективы, был нешуточно потрясён. Любители сенсаций и политических скандалов на этот раз могут взять паузу. Вчерашнее выступление губернатора представляет выдающийся, но сугубо эстетический, художественно-культурный и медицинский интерес. Только Меркушкину удалось в полной мере воплотить на практике мечты литераторов-постмодернистов о непосредственном речевом деконструктивизме. То, что не удалось гениальному Владимиру Сорокину, демонстрирующему распад смыслов и фонетических мыслеформ посредством зауми и обсценной лексики, неотразимо и вполне цензурно творит губернатор Самарской области. Впрочем, наслаждайтесь сами. «Засекин» предлагает предельно дословную расшифровку девяти стартовых минут «оперно-балетной речи» Николая Меркушкина.

 

- Уважаемые друзья, коллеги! Мы не в первый год уже с вами встречаемся на августовских конференциях. Конечно, само мероприятие имеет исключительно важное значение для будущего нашей области, города Самары, да и не только нашей области. Первые мои впечатления от августовских конференций здесь в Самарской области были очень-очень, скажем, может быть, печальны, так даже я хочу сказать. Это было в Тольятти, в двенадцатом году, когда я приехал на тольяттинскую конференцию. Я уже это говорил, но хочу сказать ещё раз. Почему? Потому что я вчера снова был в Тольятти не на конференции. Завтра мы будем там на конференции в Тольятти.  

Мы это мы вот говорил, конечно, пока ещё мы в педагогической среде нашей такого вот ну полного понимания роли, задачи учителя в современном обществе до конца, может быть, не осознано. И вот когда вот та конференция четырёхлетней давности в зале было тысяча триста человек через пятнадцать минут там первые тридцать человек ушли, а через час, через час, ещё там и доклада до конца не было, потом там доклад был не первым, были выступления, ушло, примерно, из этих тысячи трёхсот треть участников конференции. И для меня показалось  это абсолютно диким явлением.  И я потом, когда в конце выступал, сказал, ну если учитель, дающий урок, и с его урока будут уходить пачками дети, вообще что в принципе это означает. И к чему это всё может привести. И я долго после этого осмысливал всё-таки причины вот этого явления, что как считается повсюду августовская конференция – это главный урок ввода для учительства, да, и с этого главного урока ввода через пятнадцать минут массами уходят учителя, то вот очень о многом говорит.

Ну и почему я снова этот пример привожу. Вчера была встреча, была встреча, просто тоже хочу сказать. Уместно или не совсем уместно, но мы просто эти вещи, видимо, должны учитывать. Учитывать и понимать базовые вещи, то без чего просто невозможно выстроить правильно потом работу и в школе, и сориентировать там учащегося, студента и так далее. Это исключительно важно. Когда выскакивает учительница и говорит: вот я такая патриотка страны, я за страну, кто должен патриотов воспитывать – школа, вы согласны, Николай Иваныч, говорит. Конечно, согласен, школа в первую очередь должна воспитывать патриотов. А почему такое отношение к школе у государства? Почему ничего вообще не делается? Я её остановил и спрашиваю: вы про новую программу модернизации школы знаете? Она: какую программу? Ну вот ту, которую приняли в том числе, о той о которой я говорил вот в послании. И сегодня многовато, может, о послании говорили, почти целый доклад, вот, ну как раз об этом говорилось, модернизация школ, значит,  слова Владимира Владимировича Путина, что мы должны от двухсменки уйти, мы должны современные новые школы создать, мы новые стандарты должны и под эти новые стандарты оборудовать все школы страны. Все школы, которые не соответствуют этим стандартам. И для на эти цели в программе определено три триллиона рублей. Это самая, самая дорогостоящая программа страны. Самая. И когда ей сказали, вы об этом знаете, конечно, она ничего не знает. И более того, подают на весь зал, а зал тот же на тысячу триста мест, огромный зал, больше, чем этот, она подаёт вещи абсолютно, значит, непрофессиональные. Не зная тех базовых вещей, которые делают стране и то,  на что по большому счёту мы должны быть сориентированы и максимально в итоге, значит, использовать возможности этой программы в интересах нашей области. Города Самары, города Тольятти, других городов и поселений области.

Или хочу другой факт, ну, может быть, это к нам прямого отношения не имеет – как быстро была немножко искажена и поддержана высказывание председателя правительства страны в Дагестане. В том числе наши, наши, значит, есть в педагогической среде работающие, есть, которые считают, что они главные защитники педагогов, педагогов, вовсю подписывались под этой петицией. А хочу сказать, он, Медведев, был инициатором национального проекта «Образование», он инициатор Сколкова, он один из инициаторов вот этой новой программы. Я очень хорошо знаю его отношение к образованию. Как и президент, и он, абсолютно у них мнение такое, что только образованный человек, только школа в итоге приведёт наше государство к конкурентоспособности, и, может, сохраним мы своё государство.  Если будет современная школа, готовящая очень образованных, воспитанных, понимающих, с высокой культурой выпускников. Ну, кому-то очень надо, потому что это, эта учительница выскочила, тоже потом выяснилось, её заказали. Понимаете? Заказали политические оппоненты для того, чтобы она выскочила и посеять смуту в зале. Посеять смуту в зале!

То же самое, то же самое, что касается председателя правительства. Конечно, его очень хотели бы сейчас сбить. Есть такое выражение – сбить. Да? Чтобы со строя один из ключевых звеньев президентской команды выпал. Выпал, и тем самым сажать и сажать, значит, возможности для созидательных процессов страны.

Поэтому, конечно, нам на этом этапе, а ещё раз и вот на конференциях, нам, как бы власти в том числе, между вами надо достичь такой, таких взаимоотношений, чтобы мы были как на самом деле единое целое и единая команда.  Если мы такими будем, мы точно преодолеем всё, мы точно будем побеждать, мы точно будем конкурентоспособными и мы точно сохраним свою страну.

Если будут вещи те, которые вот исходят в том числе от учительства, может, правда, она и не учительница, хоть, правда, вечером мне сказали, что она  точно учительница, что я вынужден был сказать, что там дальше разговор был, детали не буду говорить, мы проверим, и мы тут же проверили, то, что она сказала, что зарплата снизилась у учителей города Тольятти значительно. Что это абсолютно не так. Абсолютно не так. И если это не подтвердится,  то мы будем ставить вопрос по поводу статуса. Может ли учитель вообще себя так вести.  Дезинформировать общество, специально создавать те вещи, которые создают хаос, хаос и так далее. 

Расшифровал и прокомментировал Глеб Райт