Давайте попробуем обойтись без гипертрофированного ханжества и драматического социального пафоса. На фоне десятков миллиардов рублей, которые губернии обещает Меркушкин из федерального бюджета, в контексте шампанско-водочных наборов и сувенирных петухов, под заунывные чиновничьи жалобы о невозможности до сих пор улучшить жилищные условия ветеранов Великой Отечественной войны и детей-сирот какие-то два миллиона за двухминутный презентационный ролик – частный случай, мелкая деталь, второстепенный эпизод. Дело не в местечковой коррупции и не в этической дистрофии. Удивляют, хотя уже давно не должны удивлять, эстетическая невменяемость и лубочно-гламурная малограмотность…

Администрацией Самары, буквально департаментом управления делами администрации городского округа, на сайте госзакупок объявлен электронный  аукцион на «оказание услуг по информационной поддержке деятельности мэрии и её структурных подразделений по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в целях продвижения чемпионата и популяризации футбола».

Неизвестный пока никому (в это очень трудно поверить, но мы, наивные и сентиментальные, всё-таки поверим) победитель аукциона должен за один миллион 959 тысяч 628 рублей изготовить ролик, презентующий Самару как город-организатор Мундиаля, протяжённостью от двух до двух с половиной минут. И не просто ролик, а – как заявляется в документах госзакупки – ролик имиджевый, постановочный, клиповый, динамичный, позитивный, эмоциональный и яркий. Кто-то мог подумать и даже уже подумал, что Фурсову и его команде захочется ролика блёклого, негативного и бесстрастного. Подумал и опростоволосился. Мэрии за два миллиона нужен непременно яркий двухминутный ролик. Ведь его основная задача – «формирование позитивного имиджа Самары, как гостеприимного, красивого города на Волге (города-курорта), с богатым природным потенциалом и развитой инфраструктурой, центра авиационной и космической промышленности», а также «максимального положительного интереса к основным хозяйственным и производственным сферам деятельности Самары». Не знаю, причём тут хозяйственная сфера с положительным к ней интересом, но, вероятно, не футболом единым будет жить любопытный до всего болельщик из далёкой латиноамериканской, азиатской, африканской, а тем паче европейской страны. Впрочем, ролик рассчитан и на жителей российских регионов, и на журналистов. А эту публику футболом и архитектурными изысками не проймёшь, им хозяйственную сферу непременно подавай.

Судьбоносная роль ролика, простите за аллитерацию, и вообще волшебная вера чиновников в искусство презентационного кинематографа, способного за две минуты сформировать то, что не удалось сформировать за столетие, не может ни восхищать. Вот только непонятно, для чего муниципальному составителю конкурсного задания понадобились какие-то режиссёры, операторы и монтажёры? Если судить по подробно расписанному описанию всех технических параметров и характеристик, операторских приёмов и видов оборудования и, особенно, дотошного «содержания видеоряда», - вряд ли кто-то сможет сделать этот «яркий ролик» лучше, позитивнее, клиповее и эмоциональнее, чем автор «описания объекта закупки».

Прочь, прочь сомнения и подозрения! Этого не может быть. Не может этого быть. Не может быть такого, что будущий презентационный шедевр, заказываемый администрацией областной столицы, уже снят или почти снят. Просто сити-менеджер или его подчинённые так ясно, так выпукло, так детально видят будущее рекламное произведение, но сами сотворить его не могут. Тем более за два миллиона рублей. Как идиоматическая собака, которая всё понимает, но сказать не может. Они, заказчики, сказать, вернее, написать могут, но не мобильными же телефонами воплощать свои мечты об идеальной Самаре?..

Итак, что же должен будет воплотить грядущий победитель мэрского электронного аукциона, чья творческая заявка потрясёт требовательную конкурсную комиссию? Кстати, на всё про всё у него будет только три с половиной месяца – с 1 августа до 15 ноября. А на съёмку и того меньше – лишь два месяца.

Ладно, не стоит тянуть. Вдруг нетерпеливый читатель уже мечтает вступить на скользкую стезю творческого соревнования и склонить эстетическую планиду муниципального желания в свою сторону.

Что же хотят в обязательном порядке «запихнуть» в крошечную жемчужину заказного киноискусства его бюджетные инициаторы, ведь даже средневековый канон кажется слишком амбивалентным в сравнении с мэрско-самарским?!

Боле не стоит заниматься вольными интерпретациями. Вчитаемся в то самое «содержание видеоряда».

Двухминутный ролик непременно должен включать в себя «яркие эмоциональные кадры улыбающихся людей, молодёжи, детей, катающихся на роликах и велосипедах, людей, бегающих по утрам по набережной, репетиций и выступлений Волжского народного хора и других творческих коллективов, Самарского академического театра оперы и балета (внутреннего убранства театра и выступления артистов)».

В ролике должен быть сделан «акцент на природном богатстве». Под природным богатством заказчик имеет в виду не абы что, а конкретно «волжские просторы, острова, теплоходы, яхты и катера, рыбалку, экологический туризм (Жигулевская кругосветка, восхождение на гору Стрельная, Сокские штольни), Ширяево».

Будущему исполнителю заказа не обойтись и без «событийного туризма», а именно - кадров Международного фестиваля «Классика над Волгой», фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина и фестиваля GESFEST.

Заказчик настаивает на «отдельном внимании к футболу». И тут же недвусмысленно указывает, что это внимание необходимо выразить в «болельщиках на трибунах стадиона «Металлург», лучших моментах матчей ФК «Крылья Советов», автограф-сессии игроков, в мальчишках, набивающих мяч, фристайлерах и пляжном футболе».

Но и это ещё не всё. В обязательном наборе также «съёмки работ в цехах сборки ракет, испытание авиационных двигателей на Винтае, кадры запуска ракеты «Союз» и кадры с самарскими космонавтами».

Подождите, вы рано задумались о собственных нетривиальных приёмах, ракурсах и оригинальных метафорах. Слишком рано. Заказчик требует «дополнительно сделать акцент на особенности - как знаменитые на всю Россию, так и известные лишь жителям региона, оттеняющие друг друга на контрасте: шумная набережная на закате и нетронутая красота Ботанического сада по утрам, импровизации уличных музыкантов и завораживающий орган филармонии, стройные современные здания и уникальные памятники архитектуры. Кроме красивой картинки зрители со всего мира должны получить представление о вкусах и звуках города, кухне и музыке, культуре и развлечениях».

Ну что, Фёдоры Бондарчуки и прочие Джонатаны Глейзеры, вы уже готовы «задним числом» снимать испытание авиационных двигателей на Винтае и незабываемые сцены Грушинского фестиваля? Или вы собираетесь реконструировать алкаемые чиновниками кадры в массовых постановочных съёмках на натуре и в арендованном павильоне? Тогда двух миллионов рублей вам может и не хватить. Тогда вы поймёте, что два жалких миллиона за две яркие, презентационные, эмоциональные и позитивные минуты с интересом к хозяйственной сфере – лишь скромное эфемерное пособие, лишь символическое обозначение вашей искренней готовности пожертвовать ради пропагандистского лубка, ради агитационно-гламурного шедевра всем, что вы припасли для, может быть, главного штурма зияющих художественных киновысот…

Никита Тарантинский

Фото Сергея Осьмачкина