СМИ упорно называют это здание «бывший ресторан «Аквариум», хотя большинству самарцев оно известно как «старый ТЮЗ». Впрочем, так или иначе – «всё равно культура», как и Театр кукол, который сюда хотят заселить в 2015 году. Или в 2016-м – потому что сроки реставрации памятника архитектуры и сумма затрат постоянно «корректируются».

 

Модерн и дети

Дом по Самарской, 95 по-настоящему уникален, памятен и символичен – это одно из зданий знаменитого «самарского модерна» (о котором так много говорят и для которого так мало делают в последнее время). В 1906 году братьям-купцам Ивановым, владевшим «Большой Дворянской гостиницей», захотелось построить еще и ресторан – и в 1907 году архитектор Михаил Квятковский их прихоть исполнил. То, что было построено – как раз таки ресторан «Аквариум» – считается искусствоведами памятником весьма редкого стиля, в котором «видны признаки рационалистической ветви позднего модерна». И вплоть до 1917 года посетители этого еще не уникального, но уже известного здания использовали его по прямому назначению – ели, пили и развлекались, слушая выступавшие тут цыганский хор и варьете. Атмосферу «чада и угара» доносит до нас прошедшая через века легенда о двух горничных, покончивших с собой, выпив уксусу…

Революция принесла с собой надлежащую ей суровость – для того, видимо, чтобы окончательно изгнать «дух разврата», в здание заселились партийные организации: сперва райком РКП(б), затем райком комсомола. «Омоложение» завершилось в 1922 году, когда в дом вселились пионерские организации, и он стал «Дворцом детей». Но в 1930 году наследие варьете и цыган таки дало о себе знать – «на этом самом месте» был образован областной ТЮЗ. И «прожил» в здании вплоть до 1990 года (с небольшим перерывом в 1941-1943 годах), когда сменил место, а с ним и название, став «СамАртом».

Собственно говоря, для многих ныне живущих самарцев этот дом до сих пор и остался «старым ТЮЗом». Кто из тех, «кому за 40», не бывал там хотя бы раз со всем классом? О спектаклях тех времен, к слову, воспоминания остались весьма смутные, как о чем-то не очень выдающемся, зато само здание снаружи и внутри (хотя внутри-то как раз и сильно переделанное) производило впечатление чего-то необычного и удивительного…

В общем, «жил-был» дом, и после переезда из него ТЮЗа как-то ветшал, меняя «содержимое» так быстро, что все эти заведения в памяти ни у кого не оставались. Последним «жильцом», как подсказывает услужливый Интернет, была организация со звучным, но малопонятным названием «Международный центр развития культуры Самарской области».

 

Куклы в нужде

«Сегодня Самарский Театр кукол располагается в совершенно неприспособленном здании. Помещения в нем очень маленькие, технически устаревшие, а, следовательно, никаких дополнительных специализированных программ для детей театр провести не может». Это было написано не вчера, и даже не в прошлом году – это текст одной из статей 2008 года. Тогда «новый дом» самарским куклам обещали выстроить на Воронежских озерах. И представитель областного Минкульта заливался соловьем о том, как там будет здорово: «Строительство нового здания для кукольного театра - это, прежде всего, подарок детям. Кроме того, при проектировке здания мы учитывали, что Воронежские озера довольно популярны среди жителей»…

В итоге на озерах появился не театр для детей, а церковь. Может, это глубоко символично и иллюстрирует нынешние «приоритеты в сфере государственной культурной политики». А может и «просто так получилось». Факт остается фактом – уже как минимум 6 лет театру кукол нужно новое здание, а его всё нет.

Представление о том, что театру надо, и чего у него в нынешнем здании на Льва Толстого нет, дает еще один текст из «далекого 2008-го»: «На первом этаже разместятся кассы и администрация театра. На втором – два концертных зала, кафе, буфет… На третьем этаже будут расположены ложи, выполняющие осветительную и техническую функции. На четвертом уровне кукольного театра появится «сказочный островок» – мастерские по изготовлению, восстановлению и пошиву кукол, в фойе – экспозиционный зал, предполагается, что здесь будет собрана коллекция кукол. Запланировано создание репетиционных залов, хореографических отделений. Пятый этаж будет предназначен для размещения студии звукозаписи, зала для проведения музыкальных занятий».

 

Лучше девять раз по разу?..

Впрочем, бывший ТЮЗ и нынешние куклы «встретились» далеко не сразу. Первый проект реконструкции дома на Самарской, 95 появился в ноябре 2013 года, рассчитан был до декабря 2015 года и предполагал, что расположен там будет всё тот же «Международный центр развития культуры Самарской области». И еще в начале февраля 2014 года об этом писали губернские СМИ. Но уже в послании губернатора Николая Меркушкина, произнесенном в декабре 2013-го, было сказано: «Нужно срочно рассмотреть вопросы, связанные с реставрацией здания на улице Самарской, 95, с последующим размещением в нем Академического театра драмы на время реконструкции его здания». Правда, потом оказалось, что для драмтеатра «домик маловат». И в марте сего года появились первые обещания того, что в отреставрированное здание въедет Театр кукол.

Видимо, вся эта «понятийная чехарда» стала еще одной причиной того, что анонсированный в конце 2013 года областным Минстроем аукцион на выполнение реставрационных работ постоянно откладывался. Как подсчитали журналисты – девять раз. Последняя дата, 16 июня, озвученная 14 мая, уже 16 мая вновь была отменена. В СМИ даже появились «пессимистичные» заголовки, например, «Минстрой отказался от реставрации здания бывшего ресторана «Аквариум».

И вот «самая последняя» информация – 25 июня журналисты обнаружили (что вообще характерно для этой истории – ни одного официального комментария, который бы пролил свет на природу возникающих проблем, до сих пор «днем с огнем») на сайте госзакупок информацию о том, что в процесс вмешался губернский Минкульт. Он попросил скорректировать проект реставрации здания. И сейчас чиновники ищут подрядчика для этой «корректировки», цена которой заявлена в 22 млн рублей (при общей сумме всех работ, напомним, около 485 млн). Ну и еще для сравнения – сам проект был выполнен в 2013-м за 3 млн рублей, и еще 1,2 млн было потрачено позднее на «пересчет сметной документации».

Почва для предположений, конечно, топкая и зыбкая. Но если проект, за который заплатили 4,2 млн, требует корректировки на 22 млн, то неизбежен вопрос – во сколько тогда вырастет окончательная цена всего контракта? Не есть ли растущие аппетиты еще не появившегося подрядчика (а может, и стоящих за его спиной чиновников) главная причина того, что свидание самарских кукол с бывшим рестораном всё откладывается и откладывается на неопределенный срок?..

 

Дмитрий Копалиани