Правительство Самарской области установило новую форму контроля над деятельностью средств массовой информации, работавших с ним на контрактной основе. Освободив «контрактников» от необходимости согласовывать материалы, посвящённые работе администрации и губернатора, в «Белом доме» теперь постфактум решают, какие полезные публикации и телесюжеты  оплачивать, а какие не слишком сервильные оставлять без финансового поощрения.

 

Привычка к контролю

О том, как новая система повлияла на работу редакций, корреспонденту ИА «Засекин» рассказали сразу в нескольких средствах массовой информации, работающих с правительством Самарской области на контрактной основе. Правда, наши респонденты предпочли сохранить анонимность, опасаясь, что лишняя правдивость обернётся дополнительными неприятностями.

До прошлого года большинство изданий, имевших контракты с правительством, работали по следующей схеме. Администрация назначала им темы для материалов, предоставляла необходимую информацию и направляла на мероприятия, которые нужно осветить. Готовые материалы журналисты согласовывали с департаментом информационной политики. Пишущие журналисты согласовывали текст и вёрстку страниц, на которых он располагался, а телевизионщики – сюжет и его место в эфирной сетке.  

«Потому что нужно выверять, что сказал губернатор, правильно расставить акценты. Они полностью контролировали весь процесс, но мы всегда были уверены на 100%, что, раз они это заказали, они это оплатят», - рассказал один из собеседников «Засекина».

При этом многие издания, в первую очередь самарские представительства федеральных СМИ, публиковали «заказуху» на правах рекламы, снабжая её соответствующими маркерами – определённое положение на странице, особый шрифт и пометки. Региональные СМИ, куда более тесно дружащие с администрацией, могли размещать «джинсу», не уведомляя читателей, как обычный редакционный материал, претендующий на независимость, объективность и всестороннее освещение.

 

Новая «независимость»

Однако с прошлого года система взаимодействия изменилась. «Белый дом» ушёл от прямой рекламы в СМИ и перевёл журналистов на систему субсидий и поощрений. Сначала её апробировали на телеканалах. Департамент информационной политики дал журналистам полную свободу в выборе тем для сюжетов. Им лишь продолжили присылать пресс-релизы, иногда рекомендовали то или иное мероприятие, фактуру и техническое задание предоставляли по запросу. Готовые сюжеты выпускали в эфир без согласования. Однако такие материалы, формально лишившись статуса заказных, рисковали остаться без оплаты. «Белый дом» теперь сам решал, какие сюжеты «поощрять», а какие нет. Ежемесячно телевизионщики представляли отчёты о материалах, посвящённых губернатору, работе правительства и другим «социально значимым темам», а в департаменте Сергея Филиппова решали, какие из них достойны субсидии. У телевизионщиков подобная система не вызвала никаких нареканий, что вполне можно объяснить особенностями нынешнего самарского и российского телевидения.

В департаменте информационной политики администрации губернатора в ответ на запрос ИА «Засекин» подтвердили, что с прошлого года работают со средствами массовой информации на основе субсидий.

14 мая 2013 года было принято постановление регионального правительства «О предоставлении субсидий в 2013 году юридическим лицам в целях возмещения затрат на оказание услуг в сфере печатных и электронных средств массовой информации». Согласно тексту этого документа, правительство берётся «возмещать» СМИ расходы на подготовку и публикацию информационных материалов, «представляющих общественные и государственные интересы и направленных на реализацию и освещение актуальных социально-экономических проблем». Получатели грантов определяются в ходе конкурса на основе заявки организации.

Как пояснили в департаменте информационной политики, СМИ ежемесячно представляют в специальную комиссию при администрации губернатора отчёты о выполненных работах и финансовые отчёты с приложением документов, подтверждающих затраты. Комиссия проверяет их и на заседании определяет объёмы предоставляемых грантов.

«Порядок предоставления субсидий не предполагает предварительного согласования материалов СМИ», - говорится в сообщении департамента.

 

Молчаливое возмущение газетчиков

Как рассказали собеседники «Засекина», печатные СМИ перешли на новую систему только в этом году. И газетчики восприняли её без особого восторга. Печатные СМИ, требующие гораздо меньших средств, чем телевизионные, в Самарской области и в России в целом всегда были чуьб более независимы. Иногда они позволяли себе и нелояльные материалы, не укладывающиеся в информационную политику властных структур. При этом большинство СМИ сотрудничало с администрацией на контрактной основе, а потому на страницах одного и того же издания появлялись материалы и откровенно критические, и откровенно хвалебные, часто – даже на одну и ту же тему.

«Сейчас они перешли на другую форму оплаты со всеми СМИ. Они не дают нам техзадание, а говорят, вы пишите как можно больше про нас, а мы по факту посмотрим, что из этого мы зачтём и оплатим, а что нет. Но согласовывать уже ничего не нужно. То есть, мы пишем, упоминаем в текстах Меркушкина, даём его комментарии и рассчитываем на то, что они это зачтут. А они могут это не зачесть», - рассказал сотрудник одной из самарских газет.

Больше всего новая система вызвала недовольство в самарских редакциях федеральных СМИ. Дело в том, что им приходится отчитываться не только перед региональным правительством, но и перед своим московским начальством. У федеральных СМИ есть собственные правила публикации оплаченных материалов, они должны проходить как реклама и соответствующим образом маркироваться. При этом представители «федералов» должны быть полностью уверены, что такие публикации будут вовремя оплачены, иначе они просто не смогут отчитаться перед «Москвой».

«Мы им пишем тексты, если есть упоминание Меркушкина, какая-то его цитата, они 100% должны это оплатить», - рассказывают корреспонденты.

По их словам, Сергей Филиппов вызывал к себе редакторов СМИ и обещал им, что, даже уйдя от договорной основы, администрация будет засчитывать каждое упоминание Николая Меркушкина и оплачивать такие материалы.

 

Поощрение как форма контроля

В «Белом доме» отмечают, что субсидии предоставляются не на освещение деятельности губернатора и регионального правительства, а на «раскрытие социально-значимых тем, таких как, например, развитие инновационной экономики, обеспечение качества и доступности здравоохранения, борьба с коррупцией, пропаганда семейных ценностей, сохранение и развитие культурных традиций».

Сами же журналисты уверены, что это нужно для ужесточения контроля за работой СМИ. Во-первых, редакции, не уверенные, какой процент их работы будет дополнительно «поощряться», ещё больше пишут про работу властей и усиливают своё внимание к «социально-значимым темам». «Посмотрите на любую газету за последние полгода. Там сплошной Меркушкин», - аргументируют своё предположение собеседники.

Во-вторых, это позволяет администрации установить дополнительный фильтр, чтобы редакции не выпускали материалы, бросающие тень на власть. Так, если в выпуске есть хоть один нелояльный материал, конкурсная комиссия может «не зачесть» и лояльные, лишив поощрения весь выпуск.

«Они пытаются полностью причесать СМИ, с которыми у них есть договоры. Чтобы были только лояльные материалы», - сожалеют журналисты.

Вспоминается пресс-конференция Николая Меркушкина в октябре 2012 года. Тогда, только придя в Самарскую область, он критиковал местные СМИ за погоню за сенсациями и приводил в пример мордовские газеты, которые до 95% посвящены деятельности правительства, а также национальным праздникам, благоустройству и достижениям сельского хозяйства.

Справедливости ради нужно отметить, что пока новая система, как, впрочем, и заказная «цензурная» прежняя, не заставила ни одного из них отказаться от должности. Большинство самарских СМИ покорно исполняют роль пресс-служб, и недовольство их может вызвать лишь неуверенность, что материалы с фамилией губернатора могут остаться неоплаченными.

Елена Вавина