История старого и больного Джона Гордона, который за 20 лет жизни в Самаре не заслужил того, чтобы в ней умереть, по-настоящему всколыхнула губернские СМИ. Человек попал в жернова бездушной бюрократической системы, которая из-за просроченной на один день визы отнеслась к нему хуже, чем к пойманному на рынке торговцу-нелегалу из Средней Азии. И тем отраднее выглядит случившийся на днях финал этой истории, такой до боли родной и «российский»: Верховный Суд пожалел больного профессора и приказал оставить его в покое.

 

Неправильный британец

Ну на самом деле – как любой «среднестатистический» россиянин отнесётся к человеку, который из Великобритании приедет в «деревню, в глушь, в Самару»? Да не чтобы задорого продать партию просроченного «чего-нибудь» и свалить, или возглавить очередной филиал по продаже аборигенам стеклянных бус, зеркалец заднего вида или «коки-коки», а чтобы жить тут, работать и делать что-то полезное? Думаю, вариантов нет – на словах мы громко обрадуемся такой любви к нашим пенатам, а про себя подумаем: «Очередной гейропеец с жиру бесится». Потому что ещё с советских времён, в подкорках, в лобной кости сидит в нас бесконечная зависть к «ним», к тому, как «они там живут», а «мы тут с утра до вечера вкалываем за гроши».

В общем, не поймёт такого британца «добрый самаритянин», бросится искать подвох. Но, как ни крути, скреби ключом или просматривай на свет жизнь Джона Френсиса Гордона, никакого подвоха не видно – да, чудак-человек любит Россию, получил диплом МГУ (это к диплому университета в Бирмингеме и ученой степени в Кембридже), как микробиолог работал в пищепроме (производство молока) по всему миру, с начала 1990-х – консультантом в России и СНГ (в том числе и в Самарской области). А после выхода на пенсию и поселения у нас на ПМЖ сделал своё нехитрое открытие – в Самаре куда востребованнее «носители английского языка», чем микробиологи. И с тех пор он преподаёт английский – в специализированных детсадах, на курсах, семинарах, в основанном им Оксфордском центре изучения английского языка. Нашел тут и гражданскую жену – Марину Коростелёву.

За годы работы в России Гордон растерял свое имущество в Великобритании (пару раз поживились на его счет ловкие дельцы) – у него там теперь лишь маленький домик да взрослые дети, расселившиеся по всем концам страны. Пенсию он себе наработал небольшую, и на жизнь и лечение её хватает (вместе с доходами от преподавательской деятельности) только тут, в России. Так что «судьба и люди» судили, что доживать свои годы (недавно Джону Гордону исполнилось 77 лет) англичанин твердо вознамерился в Самаре.

 

Человек и бумажка

Но жизнь, как известно, полна сюрпризов, причём многие из них любят возникать внезапно. Сначала подвело Гордона здоровье – диагностировали рак. Медики заспорили – одни советовали срочное хирургическое вмешательство, другие настаивали, что организм старика просто не выдержит. Пришлось даже слетать на родину, в Великобританию, где врачи после консультации «дали добро» на операцию. И, вернувшись в Самару, Гордон начал к ней готовиться.

За всеми этими хлопотами «потерялась» мелочь – в визе нового образца, которую англичанин оформлял в УФМС последний раз, дата окончания срока регистрации была указана не в начале, как ранее, а в конце. 76-летний больной старик не удосужился туда заглянуть, и был уверен, что виза продлена до 28 августа 2013 года. Тем паче, что 9 августа его положили в больницу, а 15-го сделали операцию…

Нет, жена его всё-таки спохватилась, и пришла в УФМС 6 августа. Но оказалось, что срок истёк «уже вчера» – 5-го. И тут страшная машина российской бюрократии завертелась. Чиновники были неумолимы: правила регистрации нарушены, иностранец подлежит депортации. «Гоу хоум в свою Гейропу!» - наверное, так думал кое-кто из них про себя; по крайней мере подобных «каментов» всяких «доброжелателей» под новостями губернских СМИ было достаточно. И только что переживший операцию Гордон (продолжая проходить курс лучевой терапии) вместо покоя в кругу семьи ходил по конторам, а затем по судам, плохо понимая, что ему говорят, и весьма плохо представляя, что вокруг происходит.

Протесты прокуратуры, уполномоченного по правам человека в Самарской области были тщетны – суды двух инстанций настаивали, что заплативший уже за своё «злостное нарушение» 2000 рублей британец должен быть выдворен из пределов РФ на 5 лет, словно пойманный за руку шпион. Чего уж говорить, не вовремя вздумалось ему стареть и болеть – слишком нехорошо повела себя Великобритания в отношении к «великому освободительному походу России в Крым». Это признал и сам Джон Гордон: «К сожалению, вся эта ситуация с Украиной приносит дополнительные проблемы из-за сложных отношений ЕС, Америки и России». Не он один, кстати, заметил, что с куда менее «социализированными» в Самаре мигрантами из той же Средней Азии поступают куда мягче и лояльнее. Но оно, видимо, и «правильно» – у их стран нет никаких четких позиций и взглядов на то, что должна делать Россия по отношению к Украине, и «за это мы их (страны) любим».

 

Бог из машины

«Спасало» до поры до времени положение тяжело больного человека – «добрые УФМСяне» позволили старику покинуть страну, «когда ему станет лучше». Но «доброта вежливых людей» дошла в итоге и до самарских медиков – в онкодиспансере Гордону отказали в медпомощи даже за деньги. А поскольку в Великобритании медстраховку «ренегату» давно аннулировали, то выхода особого не было – лежать и умирать в Самаре, или лететь на родину, чтобы там лежать и умирать…

Но чудеса всё же случаются – даже в бюрократической России. В старых (еще XVII-XIX веков) комедиях и трагедиях был такой трюк – deus ex machina, «бог из машины», когда сверху на тросиках спускался актер, изображающий божество, либо ангела, либо (позднее, не сверху и без тросиков) королевского курьера или «чиновника из Санкт-Петербурга», который приносил известие о том, что «волей провидения» все беды героев оборачиваются в радости. И вуаля – на днях сайт областной прокуратуры разместил новость, тут же растиражированную губернскими медиа – Верховный Суд РФ по представлению Генпрокуратуры отменил решение о депортации Джона Гордона. Судьи сочли, что штрафа за просрочку визы вполне достаточно, поскольку «76-летний мужчина проживает с гражданкой России, занимается преподавательской деятельностью, трудоустроен, обладая высокой степенью интеграции в социальную среду России, не представляет угрозы национальной безопасности и общественному порядку»…

Депортация отменена, и если забыть, что профессор Джон Гордон до сих пор борется с опасной болезнью, то наступил «практически хэппи-энд». Но лично для меня «осадок остался». В-первых, грустно, что для того, чтобы чиновники в Самаре проявляли сочувствие и сострадание к старым и больным людям, нужен Верховный Суд РФ. А во-вторых, слишком уж много их, этих «каментов» накидали за это время «добрые самаритяне», вроде вот такого «шЫдевра»: «А порядок когда-нибудь стоит наводить, или из-за того что он «зарубеж», ему в зад дуть и танцы с бубеном (орфография сохранена – прим. авт.) вокруг него танцевать?..» 

Дмитрий Копалиани

Фото – trkterra