Судьбу 21 квартала Самарского района решили на другом конце города – во Дворце торжеств на площади Кирова. В итоге, среди 94 человек, проголосовавших за строительство в квартале 13-этажных высоток, не было ни одного жителя этого района. Против проголосовало всего десять человек: архитекторы, активисты, местные жители. Ещё нескольким противникам застройки не удалось зарегистрироваться.

На публичные слушания был вынесен вопрос об отклонении от предельных параметров разрешённого строительства на трёх участках общей площадью 7059 кв. м, находящихся в границах улиц Пионерская, А. Толстого, Венцека и Водников. Согласно Правилам землепользования и застройки они относятся к зоне средне-этажной жилой застройки (Ж-3), где возможно строительство многоквартирных домов до 4 этажей. Заявитель – ООО «Альфа Стиль» предложил превысить «пределы» в три раза - до 13 этажей.

Публичные слушания были назначены на 18:00 среды, рабочего дня, и проходили на Безымянке. Корреспонденту ИА «Засекин», чтобы добраться туда из Самарского района, понадобилось полтора часа. Возможно, именно поэтому, там почти и не было местных жителей, которые, по мнению выступающих, ни за что не допустили бы такого «варварского» отношения к своей среде обитания.

 

К 19:45 во Дворце торжеств собралось уже около сотни человек, люди продолжали прибывать. В зрительский зал, где проходили сами слушания, заходили компаниями по 15-20 человек, высматривали «своих», организованно рассаживались под присмотром суровых мужчин в галстуках. Несмотря на то, что вопрос строительства в историческом центре числился девятым, его почему-то решили обсудить первым. «Чтобы не задерживать трудовой люд», - предположил уже после мероприятия правозащитник и журналист Александр Лашманкин.

Первым выступил представитель застройщика Александр Чудайкин. Он неудосужился объяснить, почему понадобилось в три раза превысить допустимую норму этажности, заявив лишь, что «планируемая застройка соответствует ситуации, имеющейся в данное время на этом участке».

«Мы исходим из того, что строительство будет вестись на склоне земельного участка, и общая высота здания не будет превышать высоту зданий, которые там имеются, которые уже построены и введены в эксплуатацию», - рассказал застройщик.

Жительница Самарского района Оксана Ланцова, выступавшая следующей, взывала к совести застройщиков и участников слушаний. Чуть сбивчиво и очень эмоционально говорила она о недопустимости строительства в исторической части 13-этажных высоток.

 

Она сообщила о психологическом дискомфорте, который испытывают люди среди многоэтажек на таких узких, средневековых улочках, как в Самарском районе. О перебоях с водой, которые случаются в малоэтажных домиках из-за того, что рядом с ними строят высотки, а напор подачи воды на участке не меняется. О необеспеченности высоток социальными объектами – школами и детскими садами, которых в Самарском районе не хватает уже сейчас. Напомнила, что в 2001 году, когда застройщик зашёл на площадку, он обещал построить здесь детский сад на 200 мест, но к 2014 году так и не начал это строительство, зато решил повысить этажность домов. Напомнила о трёх памятниках федерального значения, которые могут быть загублены, если рядом с ними построить 13-этажные высотки.

«Если мы сейчас историю загубим, историю 400-летнего города, мы её не восстановим. Если мы сегодня загубим наше вчера, никакого завтра не будет, - взывала Ланцова к залу, зал отозвался недовольным гулом и выкриками про регламент. - Почему сюда перенесли публичные слушания? Потому что жители Самарского района никогда бы не проголосовали за этот объект. Люди, которые живут в этом квартале, не осведомлены, они не знают, что сегодня здесь решают их судьбу».

Гул достиг предела.

- Есть здесь кто-нибудь из Самарского района?

Руку подняла одна женщина из середины зала и несколько человек из первых рядов.

На сцену вышел колоритный растерянный мужчина с бородой и, не представившись, стал вопрошать у председателей собрания, почему в 18:00 его отказались регистрировать. Раздражённый представитель мэрии объяснил, что регистрация была до шести, и нужно было приходить заранее. В колоритном бородаче узнавался самарский дизайнер Владислав Зайкин.

Следующим был заявлен известный активист Александр Лашманкин. Пройдя уже не через одни общественные слушания и другие механизмы «управляемой демократии», Лашманкин выступал с нескрываемой обречённостью в голосе. Он прекрасно знал, к кому обращается, и какой будет результат.

Александр напомнил, что именно с Самарского района начинается история Самары. Ещё в 17 веке здесь было построено первое здание, до сегодняшнего дня эти памятники истории не дожили. Оставшиеся разрушаются вместе с историей города.

«Вы сейчас уничтожите самарскую застройку, уничтожите Самару, её душу, я знаю, что здесь сейчас сидят люди, которые пришли уже с готовым решением», - говорил он с горечью.

Чудайкин вернулся на сцену и попробовал ответить на вопросы и обвинения. Он акцентировал внимание, что решается вопрос о высотности зданий, а не о получении разрешения на строительство, и попросил выступающих быть конкретнее в своих претензиях.

Говоря о возможной необеспеченности объекта всеми коммунальными сетями, он рассказал, что это является обязательной частью проектной документации. Если все  требования, которые установлены градостроительным законодательством, не будут соблюдены, проектная документация не сможет пройти государственную экспертизу. Чудайкин говорил убедительно, как будто жители района не сталкиваются каждый день с итоговыми результатами таких экспертиз.

«На данном земельном участке нет ни одного памятника историко-культурного наследия, - заметил застройщик. – И никто не собирается сносить несуществующие памятники».

Наконец дали слово и Владиславу Зайкину. Он обратил внимание, что сейчас слушатели даже не понимают, что обсуждается. Нет никаких эскизов, проектов, что там будет построено, никто знает. Он призывал сохранить Самарский район как исторический центр города, сохранять всё, что ещё не сломано, и возрождать утерянные памятники.

«Строить социальное типовое жильё можно и в других районах города. А в центре нужно строить только такие здания, которые будут вписываться в архитектуру, - обращался он к застройщикам. – Этими стройками вы обесцениваете пространство исторической части. Там узкие средневековые улочки, там нужны маленькие дома, маленькие магазины».

- Регламент! – неслось из зала.

- Да, регламент. Я желаю вам хорошей жизни в вашем регламенте.

Юрист Андрей Морозов выступил от лица общественного объединения «Самара для людей». Он рассказал, что хотя на участках застройки нет памятников культурного наследия, они пересекаются с зоной охраны объектов культуры федерального значения – особняков Сурошникова, Путилова и Неронова. Режим строительства в охранной зоне отличается от общих правил застройки и регулируется специальным градостроительным регламентом, в соответствии с которым высота зданий в квартале не может быть более 15 метров, а на углах квартала - более 19 метров. Юрист обещал, что, если будет принято решение построить здесь многоэтажки, «Самара для людей» обратится в суд с иском на городскую администрацию и застройщика.

«Хочу обратиться к присутствующим, люди входили со словами «вон наши сидят», то есть, как я понимаю, здесь находятся коллективы каких-то предприятий. Но вы все – жители Самары. И я хочу обратиться к вам как к горожанам, подумайте, ведь это история нашего города, поставить многоэтажки на этих узких улочках – это безобразие», - зал встретил эти слова традиционным гулом и настойчивыми аплодисментами.

«Да, здесь есть охранные зоны, к которым есть предельные параметры. Но возможно отклонение от предельных параметров, - ответил Чудайкин, который, к слову, уже не сходил со сцены и сам вёл публичные слушания. - Вопрос сохранения исторической среды, вопрос, как будет выглядеть это здание, это вопрос не сегодняшнего дня. Это вопрос проектной документации».

Женщина, что подняла руку на вопрос о местных жителях, рассказала, что владеет земельным участком в этом квартале. Она спросила, как застройщик планирует построить 13 этажей на участке на улице Венцека, что перекроет зону видимости соседних зданий.

- Когда мы говорим о предельных параметрах в 13 этажей, это вовсе не значит, что в будущем это будет 13 этажей.

- Где люди будут ставить автомобили? - Спросили из первых рядов. - Как будут подъезжать к дому? Там ведь все улицы забиты.

- Будет подземная парковка, а улицы расширить невозможно.

На сцену вышел бодрый мужчина, представился Зуевым Михаилом Юрьевичем, но не сказал, какое отношение имеет к вопросу. Он убеждал граждан, что с точки зрения водоснабжения инженерные системы устроены так, что здания любой этажности не оказывают влияния на соседние.

«Я не удивлюсь, если через сто лет придут горожане, которые будут выступать против возможного сноса наших объектов, - невольно подтвердил он свою принадлежность к компании-застройщику. - Предполагаемая застройка никакого влияния на архитектуру и взгляд с улицы, с Волги не имеет».

Представители «Альфы» упрекали выступающих в субъективности, отвлечённых вопросах и непрофессиональном взгляде. Тогда слово взяла архитектор, декан факультета дизайна СГАСУ Светлана Малышева.

«Изначально было предложено шесть этажей. Это неслучайная цифра, над этим работали профессионалы. И если непрофессионалы говорят, что всё здесь замечательно, можно строить, - это просто попытка уговорить, - обратилась к собравшимся архитектор и педагог. - Здесь и проблема с историко-культурным наследием. Памятников нет, но 13-этжная застройка перекрывает видимость на памятники федерального значения, которые находятся на перекрёстке Пионерской и Алексея Толстого. Там находится особняк Сурошникова, к сожалению, его и так уже не очень видно, но при строительстве дополнительных секций на Пионерской, эта среда будет окончательно утеряна».

Чудайкин что-то ответил ей, но его голос потонул в недовольном гуле и аплодисментах.

- Почему ведёт слушания представитель застройщика? – уместно спросил один из слушателей из первого ряда.

Последний выступающий Виталий Политов ещё раз обратил внимание застройщиков, что охранные зоны на участке требуют рассматривать его в соответствии с особым регламентом, а не с Правилами землепользования и застройки.

«Механизм отклонения от этих параметров совершенно другой. Вы не можете перепрыгнуть через зоны охраны по ПЗЗ. Обсуждаемый сегодня вопрос бессмысленный, потому что он нелегитимный, - заметил Политов. - Вы предлагаете повысить этажность в три раза, но никак это не обосновываете. Никаких исследований, зачем повышать этажность, представлено не было. Почему я должен голосовать за повышение этажности, если вы ничего не показываете? Как я могу это решить, если вы не даёте никакой информации?»…

- Эта информация будет после…

Голос застройщика потонул в недовольстве зала, которому пришлось целый час выслушивать непонятных и незнакомых представителям трудовых коллективов людей. Выступающие ушли со сцены, объявили голосование. Из 104 зарегистрированных 94 человека проголосовали «за», 10 – «против». Сразу после голосования со вздохом облегчения все 94 вышли из зала, обсуждая надоевших архитекторов, «того, с бородой» и будущие отгулы.

«Был я в этом Самарском районе, видел эти памятники, там всё – гнильё…»

Елена Вавина

 

P.S. Ещё 14 мая организация «Самара для людей» опубликовала открытое письмо к мэру Дмитрию Азарову, где объявила, что намерена в суде оспорить результаты этих публичных слушаний, так как они нарушают права жителей Самарского и Куйбышевского районов города, которые просто не могли приехать на слушания к 18:00 в другой конец города.

«Жителям Самарского района, проживающим в 21 квартале, нужно проехать до места публичных слушаний на общественном транспорте около 15 км», - говорится в письме.