Что можно сделать с архивом?

Настоящее ускользает от нас, его формы еще не закрепились, и наш взгляд обращается в прошлое. Мы смотрим на старые фотографии, перечитываем старые посты и пытаемся вспомнить и пережить уже ушедший аффект.

Каждый день, хотя бы на несколько минут, мы погружаемся в архив. Именно архив возвращает нас к прошлым Я.

Обилие информации, ускорение ее обращения вызывают у нас желание остановить поток нового и разобрать старые бумаги, дневники, детские фотографии, афиши, пресс-релизы.

Что делать с этим архивом, пока мы еще живы? Может быть, стоит относиться к архиву более сознательно? Смотреть эти фотки и не смотреть другие? Выкидывать бумажный мусор каждый вечер после трудового дня? Удалять сообщения? Купить портативный шредер?..

***

В 1917 году в Нью-Йорке Марсель Дюшан показал писсуар на выставке Общества независимых художников, назвав его «Фонтаном». Спустя 100 лет в Самаре открылась новая галерея современного искусства. Мы решили назвать ее «Дневник». По дневникам восстанавливают прошлое. Наш «дневник» будет фиксировать настоящее. Одна из главных задач искусства, на наш взгляд, – определять, что такое современность. В нашей галерее мы работаем с теми формами настоящего, с которыми мы взаимодействуем в нашей повседневности. Эти формы для нас важнее статуса художника. Нам не важно, кого мы выставляем. Нам важно, что мы выставляем.

Каждая выставка (часть) будет соответствовать календарной дате и определенной (и понятной не только любителям искусства) теме. Части когда-нибудь сложатся в целое, которое сообщит нам что-то о современности.

Что мы будем выставлять: рисунки (взрослых и детей), фотографии, скриншоты, мемы, документы, дневники, слова, буквы, вещи, одежду, распечатки, карточки, купюры, мебель, пластилиновые фигурки, растения, конспекты лекции, билеты, объявления, плакаты, предметы, etc.

Чего мы не будем выставлять: живопись (для живописи есть другие галереи).

Желающие сделать в «Дневнике» выставку художники и нехудожники – добро пожаловать!

  •  «Плохих дневников не бывает, бывают непрочитанные» (С. Пембридж).
  • «То, что сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет, не имеет значения. Он избрал это. Он вдохнул в вещь жизнь, убрав ее старое значение, создав для объекта новую мысль» (Беатрис Вуд).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 8 (116), 2017